Wishbone Ash

Wishbone Ash
Рок-энциклопедия "Музыкальный Мир"

Точкой отсчета в истории "Wishbone Ash" принято считать группу "The Empty Vessels", где в июле 1966 года собрались бас-гитарист Мартин Тернер (Martin Turner), гитарист Глен Тернер (Glen Turner) и барабанщик Стив Аптон (Steve Upton). До этого братья Тернеры играли в группе "The Torinoes", а Аптон выступал в "The Scimitars" и "The Devarks". В 1969-м году "The Empty Vessels" переименовались в "Tanglewood", обосновались в Лондоне и начали регулярно выступать в местных клубах. Во время одного из выступлений в Country Club (Гемпстед) на группу обратил внимание Майлз Коупленд (Miles Copeland), который выразил желание стать их менеджером. Как оказалось, свой хлеб даром есть он не собирался, и вскоре "Tanglewood" отправились колесить по стране, сопровождая составы высшего эшелона британского рока - "Fleetwood Mac", "Led Zeppelin" и "The Who".

Группа Wishbone Ash в 70-е годы В это же время из группы ушел Глен Тернер, он позднее появлялся в различных группах и проектах, самыми известными из которых были "TUNDRA" и "LAUGHING SAM'S DICE". Вместо него планировалось взять гитариста и клавишника, так как такое сочетание инструменталистов было тогда очень перспективным, но судьба распорядилась иначе. На прослушивание пришли два гитариста-виртуоза Энди Пауэлл (Andy Powell, ex-DECOYS, SUGARBAND) и Дэвид Алан Тернер, однако гораздо лучше его знали под именем Тед (David Alan "Ted" Turner, ex-KING BISCUIT). Итогом прослушивания стало решение взять сразу двоих - настолько здорово они звучали вместе. Коупленд безрезультатно уговаривал своих подопечных сменить название, но так как ничего, по их мнению, подходящего подобрать не удалось, то название до поры до времени осталось прежним.

Майлз продолжал подыскивать музыкантам интересные концертные вакансии, и в скором времени им предстояло выступать с Aynsley Dunbar's RETALIATION, так что новое название было просто необходимо, чтобы наконец-то заявить о себе. В итоге после долгих споров выбор остановили на "Wishbone Ash", выдуманном буквально в последний момент. Первое выступление "новой" группы состоялось в ноябре 1969 года, эту дату по сути дела и следует считать началом истории "Wishbone Ash".

Активные выступления, это уже половина успеха, но без контракта на запись альбома долго продержаться практически не возможно. И тут музыкантам помог случай - они должны были открывать концерты "Deep Purple". Во время настройки оборудования состоялся спонтанный джем между Энди Пауэллом и Ритчи Блэкмором. Ритчи был так впечатлен мастерством Энди, что порекомендовал группу продюсеру Дереку Лоуренсу (Derek Lawrence), обеспечившему "Wishbone Ash" контракт с MCA Records. Нужно отдать должное Пауэллу, ведь впечатлить Ритчи Блэкмора, да еще настолько, чтобы он в этом признался, было всегда очень не просто!

В 1970 году появился дебютный альбом, названный просто "Wishbone Ash". Музыканты постарались на славу и записали отличный хард/блюз-роковый материал с бешеной энергетикой, великолепными импровизациями и прекрасной работой всех без исключения участников команды. Продюсировал эти записи Дерек Лоуренс, а звукоинженером был Мартин Берч (Martin Birch), ставший в ближайшем будущем известным продюсером, записавшим массу эпохальных альбомов с Black Sabbath, "Fleetwood Mac", "Deep Purple", IRON MAIDEN, "Whitesnake" - список впечатляет! Партии клавишных, которые придали этим записям еще более блюзовое звучание, исполнил легендарный Мэттью Фишер (Mattew Fisher) из PROCUL HARUM.

Имея в своем активе впечатляющую дебютную пластинку, "Wishbone Ash" уже приближались к статусу звезд и отправились "обкатывать" материал на концертах. В начале 1971 года они впервые выбрались в Америку, где выступали вместе с THE GUESS WHO. Из этой поездки Энди Пауэлл привез новую гитару Gibson Flying V, став одним из первых англичан, игравших на таком инструменте (помнится, такая гитара одно время была у Кита Ричардса, но он не смог долго насладиться игрой на ней, так как ее у него украли).

Весной 1971 года "Wishbone Ash" закончили работу над вторым альбомом, названным Pilgrimage. Он вышел в свет в сентябре того же года. Казалось бы, что на фоне такого впечатляющего дебюта будет тяжело выпустить что-нибудь столь же грандиозное, но нашим героям это удалось! Музыканты создали подлинный шедевр, ставший, по моему мнению, лучшей работой группы за все время ее существования. По большей части инструментальный (включая композиции, в которых есть вокал, но нет слов) альбом, тем не менее, слушается легко и непринужденно в отличие от многих своих инструментальных собратьев. Хороши и песни в прямом смысле этого слова - ритм-энд-блюзовая "Jail Bait" с ее гитарной перекличкой в центральной части и великолепная лирическая "Valediction". Закрывает альбом "Where Were You Tomorrow" - десятиминутный концертный джем (так же со словами), а на CD версии альбома представлена еще и "живая" запись "Jail Bait", взятая с редкого концертного промо-EP "Live From Memphis", записанного в 1972 году.

"Wishbone Ash" снова побывали в Америке, где посмотреть на них приходило все больше и больше зрителей, так, например, на фестивале в Сиэтле собралось 70 тысяч человек. Вернувшись на родину, они открывали лондонские концерты заокеанских хардрокеров MOUNTAIN и впервые появились на телевидении.

Группа не забывала и о студийной работе, записав в 1973 году свой третий и самый популярный альбом "Argus". На фоне уже ставших в хорошем смысле традиционными для "Wishbone Ash" ходов, появились великолепные акустические вставки, а порой и целые песни, открывшие слушателям новые возможности группы. Эти три первых альбома "Wishbone Ash" стали золотым фондом группы, настоящей классикой мирового рока, даже если бы музыканты решили тогда остановиться и не записали больше ничего, они бы все равно остались в числе классиков жанра. Но к счастью, группа продолжила выступать, конечно, все последующие альбомы были каждый по своему чуточку слабее этих трех, но все же "Wishbone Ash" успешно продолжили свою дальнейшую карьеру. Многие авторитетные журналы назвали в 1972 году альбомом года именно "Argus", несмотря на сильнейшую конкуренцию со стороны других групп.

В это же время на музыкантов навалились проблемы немузыкального характера - в Америке неизвестные злоумышленники похитили часть оборудования группы, вдобавок Мартину Тернеру пришлось перенести операцию по удалению аппендикса. Но эти мелкие неприятности не стали серьезной помехой группе на пути к успеху, чему подтверждением стало очередное турне по Англии, билеты на которое были проданы в кратчайшие сроки.

В 1973 году увидели свет сразу два новых произведения "Wishbone Ash": студийный альбом "Wishbone Four" и концертный "Live Dates". Первый несколько разочаровал слушателей, так как музыканты решили взять курс в сторону упрощения саунда. А вот второй продавался просто великолепно и вскоре стал самым коммерчески успешным альбомом в истории группы, опередив даже "Argus", который на тот момент был продан в количестве одного миллиона копий!

1974 год принес группе первые серьезные проблемы - Тед Тернер увлекся неким изотерико-мистическим учением и, не поставив в известность остальных коллег по команде, отправился в Южную Америку на поиски некоего города My. Путешествие затянулось, и Тед на долгое время, практически бесследно, исчез. На музыкальной сцене Тед появился лишь в начале 80-х, выступая в концертной версии BADFINGER, а позднее он пытался раскрутить группы CHOICE и WORLD MAN BAND, а иной раз просто выступал со своей группой, для простоты называясь "Wishbone Ash", из-за чего имел постоянные неприятности.

Тернера заменил гитарист из группы HOME Лаури Уайсфилд (Lourie Wisefield), с которым музыканты записали свой следующий альбом "There's The Rub". Тур в поддержку этой пластинки "Wishbone Ash" начали в Англии, затем продолжили в Европе, перебрались в Соединенные штаты и Канаду, охватили Азиатско-тихоокеанский регион и закончили свое кругосветное путешествие в Японии. Главным хитом с этой пластинки стала скандальная песня "F.U.B.B.", что расшифровывается, как "Fucked Up Beyond Belief", однако это обстоятельство никоим образом не уменьшило ее успех, а как раз наоборот альбом добрался до третьей позиции в национальном хит-параде.

К 1975 году серьезно обострилась проблема с налоговым бременем, лежавшем на плечах музыкантов, и "Wishbone Ash" приняли решение (как это сделали в свое время THE ROLLING STONES и "Bad Company") покинуть Англию и поселиться в местах, где налоги взимаются более милосердно. В качестве пристанища они выбрали Америку. Постепенно стали поступать предложения от местных менеджеров, и в итоге "Wishbone Ash" расстались с Майлзом Коуплендом. В дальнейшем звучание группы все больше и больше стало склоняться в сторону AOR'a, и немного потерялась былая динамика, но мелодические ходы по-прежнему не вызывали нареканий.

Тенденция продолжилась на следующем альбоме "Locked In", на котором с музыкантами группы играл клавишник Питер Вуд (Peter Wood), в разное время бывший участником CURVED AIR, HALLELUJAH, SUTHERLAND BROTHERS, NATURAL GAS и MAGNET. Однако в турне отправился другой клавишник Грэм Мейтленд (Graham Maitland, ex-GLENCOE), до этого уже работавший с "Wishbone Ash" в 1973 году. Альбом был признан неудачным, и публика восприняла его весьма прохладно, так что и турне в его поддержку получилось далеко не самым успешным. Однако так было не везде - японский тур показал, что в Стране Восходящего Солнца народ вполне доволен материалом, записанным на "Locked In", а сама пластинка обосновалась на высоких местах в местных хит-парадах.

Подстегнутые неудачей предыдущей пластинки "Wishbone Ash" срочно начали работу над следующим альбомом "New England", который вышел в том же 1976 году. Музыканты проехались с туром по Англии и Европе и впервые забрались за "железный занавес", посетив социалистическую Югославию, где выступили с большим успехом.

Следующий альбом "Front Page News" вышел в 1977 году, и ему по-прежнему не хватало былой стремительности и динамики времен "Argus". Но пластинка получилась отменной к радости промоутеров с MCA Records, которые, несмотря на волну панка, по-прежнему делали ставку на классический рок в исполнении "Wishbone Ash". И нужно сказать, не прогадали, так как билеты на очередной британский тур группы были распроданы в кратчайшие сроки, похоже, это уже становилось доброй традицией, по крайней мере, на родине музыкантов.

После тура по Штатам, который состоялся в том же 1977 году, "Wishbone Ash" приняли смелое решение вернуться на родину, что они и сделали в 1978 году. Новый альбом "No Smoke Without Fire" несколько неожиданно получился гораздо ближе к записям образца 1972 года, чем его последние несколько предшественников. Тому было несколько причин. Во-первых, возвращение в Англию добавило нашим героям новой созидательной энергии, во-вторых, на этой пластинке гораздо активнее, чем раньше проявился Лаури Уайсфилд, авторству, которого принадлежат шесть из восьми треков альбома. Ну и наконец продюсировал эти записи Дерек Лоуренс, записавший в свое время с группой классические альбомы ""Wishbone Ash"" и "Pilgrimage". После привычных британских выступлений "Wishbone Ash" в третий раз посетили Японию, где спрос на них по-прежнему оставался высоким. Специально для местных фэнов был выпущен концертный альбом "Live In Tokyo" (1979 г.), который продавался только в Японии.

Весь следующий год был посвящен работе над очередным альбомом. Правда для начала музыканты записали пробный сингл под псевдонимом TERRY TONIK и выпустили его ограниченным тиражом всего в 2.000 экземпляров (по некоторым сведениям стоимость сохранившихся экземпляров колеблется в районе 100$). Окончательный результат появился только в 1980 году в виде нового альбома "Just Testing". Слабой эту пластинку назвать трудно, но идеи, воскрешенные на предыдущем диске, развития не получили, а группа вернулась скорее к звучанию образца "Front Page News". В это же время с группой работала соул-певица Клейр Хэмил (Claire Hamil), отметившаяся на ближайших двух альбомах, также некоторые песни с партиями ведущего вокала в ее исполнении позднее увидели свет на различных сборниках. Здесь снова доминировал Мартин Тернер и как автор материала, и как главный вокалист, а он, похоже, начал понемногу выдыхаться. Так это или нет выяснить, увы, не удалось, так как Мартин принял решение уйти из "Wishbone Ash". Правда, до этого они успели отыграть успешное турне по Англии и Европе, результатом которого стал второй концертный альбом "Live Dates 2", а вслед за ним и продолжение "Live Dates 2 (Additional Tapes)", вышедшие в том же 1980 году.

Наступили 80-е, а вместе с ними настал период нестабильности состава, начавшийся с ухода Тернера, который попытался собрать проект со своим братом Тедом (остальными участниками должны были стать: Джин Октоубер (Gene October, ex-CHELSEA), Джулс Холланд (Jools Holland, ex-SQUEEZE) и Стюарт Коупленд (Stewart Copeland, ех-POLICE, CURVED AIR, THE DOORS XXI CENTURY), но в итоге на некоторое время исчез с музыкального небосклона. К активной работе он вернулся в 1982 году, когда собрал свой следующий проект WOLF GANG.

К счастью музыканты "Wishbone Ash" сумели найти достойную замену Мартину Тернеру в лице Джона Уэттона (John Wetton). Джон уже тогда был солидной фигурой среди рок-бас-гитаристов, он имел за плечами солидный послужной список: EDWARDS HANDS, MOGUL TRASH, FAMILY, KING CRIMSON, URIAH HEEP, UK, ROXY MUSIC, ROGER CHAPMAN & SHORTLIST, JACKKNIFE, а также отметился на первом диске STREETWALKERS. Нужно сказать, что Уэттон никогда не ограничивался ролью статиста и всегда имел массу собственных идей, в какой группе бы он не играл. Но у музыкантов "Wishbone Ash" были свои взгляды на дальнейшее творчество группы, да и собственный материал имелся в достаточном количестве, так что Джон в итоге оказался в достаточно стесненных творческих условиях.

Группа отправилась в Америку, где вместе с продюсером Найджелом Греем (Nigel Gray) они записали новый альбом "Number The Brave". Пластинка получилась удачной, а к группе вернулась ее былая динамика, хотя композиции при этом потеряли свое былое изящество. Но тот факт, что из десяти песен только одна принадлежала авторству Джона Уэттона, в корне не устраивал бас-гитариста группы. Вскоре он ушел из "Wishbone Ash" и стал одним из создателей супергруппы 80-х ASIA, которая имела бешеный успех, и на ее пластинках нашли свое место некоторый треки, отбракованные при работе над "Number The Brave". Да и само звучание ASIA было весьма близко к тому материалу, который тогда играли "Wishbone Ash".

У музыкантов начался сложный период, а положение обострилось еще больше, когда МСА приняли решение отказаться от дальнейшей работы с "Wishbone Ash". И, тем не менее, группа продолжила дальнейшую работу, и помог ей в этом новый бас-гитарист Тревор Болдер (Trevor Bolder), бывший незадолго до этого преемником Джона Уэттона в URIAH НЕЕР, а еще раньше он выступал с Дэвидом Боуи (David Bowie) и группой SPIDERS FROM MARS. С ним группа отправилась в, ставший привычным в подобной ситуации, британский тур. В это же время Клейр Хэмил стала все чаще выступать с группой, став на концертах, практически, ее пятой участницей, даже выпущенный вскоре сингл с песней "Get Ready" содержал вариант этой песни, записанный с ней. Хотя надолго Клейр не хватило, и музыканты продолжили выступать в своем привычном составе.

"Wishbone Ash" записали свой следующий альбом "Twin Barrels Burning", в 1982-м году и отправились в американский тур (этот альбом через несколько лет был переиздан в Штатах в сильно переработанном виде). По возвращении в Европу, они выступили в роли хедлайнеров престижного фестиваля в Ридинге и дали два концерта в Индии, где, как оказалось, их тоже хорошо знали и любили.

Отыграв свой второй британский тур в составе "Wishbone Ash", Тревор Болдер принял решение вернуться в URIAH НЕЕР, тем более что наметилось серьезное возрождение этой группы, и он не мог остаться в стороне. Вместо Болдера в группу пригласили молодого басиста-вокалиста Мервина Спенса по прозвищу "Спэм" (Mervyn "Spam" Spence), он начинал в группе JURY затем был участником BIG DAISY с которой записал единственный сингл, а главным его достижением было участие в составе TRAPEZE на закате ее карьеры.

Работа над следующим альбомом "Raw To The Bone" началась в первых месяцах 1984 года и затянулась до мая 1985 года, когда он был издан на немецкой фирме Metronome, а в родной Англии его уже переиздавали, причем с некоторым отставанием. "Wishbone Ash" отыграли довольно-таки скромный тур по английским клубам, но зато выступили на нескольких достаточно представительных фестивалях в Европе. Последствия не заставили себя долго ждать - Лаури Уайсфилд начал постепенно ощущать некоторый дискомфорт в родном коллективе и подумывал об уходе на сольные хлеба. Первым тревожным знаком стало его отсутствие на швейцарских концертах, когда вместо него выступал гитарист группы Сьюзи Кватро (Suzie Quatro) Джеми Кромптон (Jamie Crompton, также THE BLUE MEANIES).

Лаури все же вернулся, и группа отыграла турне с ним, но на этом его более чем десятилетнее пребывание в "Wishbone Ash" подошло к концу. В своих дальнейших поисках места под солнцем Уайсфилд бросался в самые неожиданные крайности: сначала он попробовал себя в роли гитариста DURAN DURAN, но с этим что-то не заладилось, и он вошел в концертный состав Тины Терненр (Tina Turner). Позднее он перешел на сессионную работу и отметился на альбомах более серьезных исполнителей, например, Джимми Мартина (Jimmy Martin), Джо Коккера (Joe Cocker) и Роджера Чепмена (Roger Chapman). А в середине 90-х сформировал группу LITTLE DEVILS.

Уайсфилда заменили успешно прошедшим испытания Кромптоном (которого в свою очередь чуть позже некоторое время подменял Фил Палмер (Phil Palmer - гитарист-сессионщик, известный по работе с Эриком Клептоном, Гари Брукером и многими другими), но залатать трещину было уже не так просто - из группы ушел и Спенс. Он попытался примкнуть к нескольким известным коллективам, но реально смог принять участие в записи третьей части проекта PHENOMENA и вокальных партий на альбоме Майка Одлфилда. Позднее Мервин выпустил два сольных альбома и пел в группах мелодичного хард-рока FACE FACE и PURPLE CROSS.

Итогом всех этих перетрясок стал состав, с которым "Wishbone Ash" продержались с начала 1986 года, практически до конца 1987: Энди Пауэлл и Джеми Кромптон - гитары, Стив Аптон - ударные и новый бас-гитарист Энди Пайл (Andy Pyle). Нужно сказать, что Энди имел за плечами внушительный послужной список: он начинал еще в группе McGregor's ENGINE (предтечи JETHRO TULL), потом был участником BLODWYN PIG и JUICY LUCY, затем были записи и концерты с SAVOY BROWN, THE KINKS, а затем CHICKEN SHACK, откуда он и попал в "Wishbone Ash". К сожалению, никаких записей в этот период выпущено не было, но зато музыканты посетили с концертами Советский Союз. До сих пор околомузыкальные историки ломают копья на тему, кто же на самом деле первым взломал засовы на железном занавесе "Wishbone Ash" или URIAH HEEP. Хотя большинство все же отдает предпочтение последним...

Пришло время вспомнить о Майлзе Коупленде, который вновь вернулся в это повествование. После расставания с "Wishbone Ash", он далеко не бедствовал, достаточно сказать, что он занимался делами POLICE, и этим все будет сказано. Но пришло время, и Майлз снова решил поработать с "Wishbone Ash", да и еще уговорил их собраться в оригинальном составе, который, напомню, выглядел так Энди Пауэлл, Тед Тернер, Мартин Тернер и Стив Аптон. Возрождение шло полным ходом, но группа продолжала выступать в старом составе, включая и упомянутые концерты в СССР. Тогда же они совершили большую ошибку, выступив в ЮАР. Дело в том, что большинство музыкантов крайне негативно относились к режиму апартеида, царившему там, и поэтому бойкотировали предложения выступить в этой стране. Что же касается тех немногих, кто отваживался пренебречь этим табу, то им приходилось дорого платить за свои ошибки. Не стали исключением и "Wishbone Ash", которым потом еще долго пришлось оправдываться в своем поведении, при этом потеряв большую часть планируемых выступлений. Так что получилось, что по всем статьям как с моральной, так и материальной точки зрения они оказались в проигрыше.

Первым релизом реформированных "Wishbone Ash" стал инструментальный альбом "Nouveau Calls" (что означает "без вокала"), увидевший свет в декабре 1987 года. После выхода этой пластинки, из группы официально были отчислены Пайл и Кромптон, правда, последний некоторое время продолжал подменять Теда Тернера, который еще не успел разучить материал, накопившийся за тринадцать лет его отсутствия в группе. Энди Пайл снова некоторое время выступал с BLODWYN PIG, а затем вошел в группу Гэри Мура (Gary Moore), которая тогда называлась MIDNIGHT BLUES BAND. С Муром он записал несколько альбомов коммерческого блюз-рока, которым тогда увлекся гитарист, в том числе и гиперпопулярный "Still Got the Blues". А одно из последних мест работы Энди - группа Ken Hensley's FREE SPIRIT.

На некоторое время Энди Пауэлл и Тед Тернер отвлеклись от основной работы, так как их пригласил Майлз Коупленд принять участие в масштабной акции, названной "Night Of The Guitar". Другими участниками проекта были: гитаристы Стив Хоу (Steve Howe, ex-YES, ASIA, TOMORROW, BODAST), Лесли Уэст (Leslie West, ex-MOUNTAIN), Робби Кригер (Robbie Krieger, ex-THE DOORS), Рэнди Калифорния (Randy California - SPIRIT), Стив Хантер (Steve Hunter, ex-Alice Cooper, CROWBAR, MITCH RIDER & DETROIT WHEELS), Питер Хэйкок (Peter Haycock, ex-CLIMAX BLUES BAND, PETER HAYCOCK'S CLIMAX), Элвин Ли (TEN YEARS AFTER), клавишник Крис Бакнелл (Chris Bucknell), ритм секция - бас-гитаристы Дерек Холт (Derek Holt, ex-CLIMAX BLUES BAND), Ливингстоун Браун (Livingstone Brown, ex-Peter Haycock's CLIMAX, ROBIN TROWER BAND) и барабанщики Клайв Мейуйю (Clive Mayuyu, ex-ROBIN TROWER BAND) и Стюарт Коупленд. Ближе к завершению тура к компании присоединился Ян Аккерман (Jan Akkerman, ex-FOCUS, BRAIBOX). В ходе турне музыканты исполняли свои лучшие хиты, а также классику рок-н-ролла. Мероприятие завершилось выпуском концертного альбома "Night Of The Guitar - Live!" в 1989 году.

Следующим творением "Wishbone Ash" стал выпущенный в 1989 году полноценный (уже с вокалом) альбом "Here to Hear". Здесь нужно сказать, что пластинка была выдержана абсолютно в духе времени, так что те, кто ожидал возвращения к стилистике ранних работ, ошиблись. Но все же альбом получился достойный, хотя и несколько облегченный по сравнению с прошлыми работами. С новым материалом "Wishbone Ash" выступали до 1991 года, успев посетить за это время обе Америки и Европу.

В 1991 году произошло очередное изменение состава - из группы впервые ушел барабанщик Стив Аптон, и, похоже, решение было серьезное, так как он расстался не только с "Wishbone Ash", но и с музыкой. Его временно заменил Робби Френс, до этого игравший в DIAMOND HEAD и "UFO", а также с проектом ELLIS BEGGS & HOWARD, а позднее с SKUNK ANANSIE. Позднее к группе присоединился Рей Уестон (Ray Weston), игравший с двумя группами, уже упоминавшимися здесь: WOLF GANG и THE BLUE MEANIES, и с ALTERNATIVE TV, FIRE NEXT TIME.

В том же 1991 году был записан новый альбом "Strange Affair", на треках которого можно услышать ударные, как Уестона, так и Френса. Группа отправилась в тур по Европе, а затем и Японии, во время выступления в Лондоне к ним присоединился Лаури Уайсфилд.

К сожалению, старожилы снова начали покидать команду, на этот раз откололся Мартин Тернер, его заменил Энди Пайл, который снова вернулся в группу. В 1992 году к ним также присоединился клавишник Дэн Джиллогли (Dan Gillogly) и в таком составе "Wishbone Ash" отправились в Америку. Оттуда они привезли материал для своего нового концертного альбома "Wishbone Ash Live In Chicago", вышедшего в том же году. Вернувшись на родину, Пайл снова перебрался к Гари Муру, а вместо него партии бас-гитары поручили Бреду Ленгу (Brad Lang, ex-ABC, JADEWARRIOR). Также во время концертов к группе частенько присоединялся Алан Дарби (Alan Darby), известный по работе с Бонни Тайлер (Bonnie Tuler) и FASHION.

Группа продолжала выступать с концертами, пока в 1994 году не ушел Тед Тернер, которого заменил роуди Энди Пауэлла - Роджер Филгейт (Roger Filgate). К моменту записи нового альбома "Illuminations" (1996), группа приобрела вид: гитаристы - Пауэлл и Филгейт, бас гитарист - Тони Кишман (Топу Kishman) и барабанщик - Майк Старгиз (Michael "Mike" Sturgis, ex-ASIA, PHENOMENA, 21 GUNS, PSYCHO MOTEL). Незадолго до этого в "Wishbone Ash" успели отметиться Роб Хазард (Rob Hazard), Марк Темплтон (Mark Templeton) и Майк Миндел (Mike Mindel). В 1996 году музыканты записали еще один альбом - концертный "Live In Geneva". В 1996 году проявился Мартин Тернер, который записал свой сольный альбом "Walking The Reeperbahn", а чуть раньше, в 1995 году, он некоторое время подменял заболевшего Кишмана.

1998 год стал неприятным сюрпризом для многих поклонников группы - музыканты выпустили два альбома "Trance Visionary" и "Psychic Terrorism", выдержанных в стилистике электронного техно-транса... Эксперимент, безусловно, смелый, но и в то же время не совсем логичный - поклонники "Wishbone Ash" старой закалки вряд ли приняли подобные эксперименты, а молодежь, слушающая новомодные "навороты", вряд ли догадывается о существовании группы "Wishbone Ash". Получается замкнутый круг.

Группа Wishbone Ash в наше время

К счастью, уже в 1999 году музыканты вернулись к своему привычному звучанию, записав акустический альбом "Bare Bones", а через год вышло продолжение концертной серии "Live Dates 3". Тогда состав WISHBONE ASH был таким: Энди Пауэлл - гитара, Марк Берч (Mark Birch) - гитара, Боб Скит (Bob Skeat, ех-WILDLIFE, TOYAH, BURNS BLUE) - бас и Рэй Уестон - ударные. В декабре 2000 года одновременно с окончанием гастролей из коллектива ушел Марк Берч. Оказалось, что найти замену для гитариста хардроковой группы легче в Финляндии, чем в родной Англии или Америке, так что новым музыкантом WISHBONE ASH стал финский гитарист Бен Гранфелт (Ben Granfelt, ex-GRINGOS LOCOS и LENINGRAD COWBOYS).

Обновленные WISHBONE ASH окончательно вышли из полосы кризиса, когда записали свой очередной диск "Bona Fide" (2002). Затем последовал ряд архивных и концертных релизов, в том числе выпущенный в 2004 году на DVD и CD концертный альбом "Almighty Blues (London & Beyond)". Нужно отметить еще один интересный релиз - сборник "Lost Pearls (aka The Pigsty Tapes)". На этом диске собраны записи легендарной группы, сделанные по большей части в 1978 и 1979 годах, но по разным причинам не попавшие в "номерные" альбомы "No Smoke Without Fire" и "Just Testing". И вот, благодаря стараниям Энди Пауэлла и Мартина Тернера (он лично занимался сведением), эти записи увидели свет. На подготовку альбома ушло около двух лет - было обработано бесчисленное количество архивного материала и, в результате на суд зрителей представлено 12 треков. Непонятно только, почему эти песни не были изданы тогда в конце 70-х, ведь материал подобрался отменный, местами даже лучше того, что попал на пластинки.

В 2004 году Гранфелд решил уйти из WISHBONE ASH и начать сольную карьеру с собственной командой BEN GRANFELT BAND. Его заменил еще один финский виртуоз - Мадди Маннинен (Jurki "Muddy" Manninen), до этого игравший в GRINGOS LOCOS в паре с... Беном Гранфелдом, а также в группе PAVE'S MISTAKE и легенде финского хард-рока HAVANA BLACK.

Мартин Тернер, впечатленный успехами Энди Пауэлла и Ко, решил собрать собственный проект Martin Turner's WISHBONE ASH, но пока никаких серьезных результатов его в творчестве не наблюдается...

Последний, на данный момент, альбом "Clan Destiny" легендарные хардрокеры записали в 2006 году. И, похоже, вдохновение их снова не покинуло, так как пластинку хорошо приняли как поклонники группы, так и критики.

WISHBONE ASH подобны легендарной птице Феникс, которой посвящена одна из песен с их дебютного альбома. Команда продержалась на сцене вот уже тридцать семь лет, пережив массу изменений состава, реюнионов и новых изменений состава. Им удалось успешно пережить различные музыкальные революции - панк, новую волну и все трудности 90-х, при этом практически сохранив свой неповторимый дух и звучание. К счастью, WISHBONE ASH остаются живым, действующим коллективом, способным преподнести своим поклонникам еще массу приятных сюрпризов.


Источник: Энциклопедия тяжелого рока

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ ГРУППЫ WISHBONE ASH

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ ГРУППЫ WISHBONE ASH

СБОРНИКИ ГРУППЫ WISHBONE ASH

Космическая реклама от Wishbone Ash

Вернуться в РОК-МУЗЫКУ

Вернуться в КАРТУ САЙТА