Кое-что о виниле

Музыкальный мир

ГЛАВНЫЙ ПОРТАЛ РОК-МУЗЫКИ

Ликбез по виниловым пластинкам

Первые ди-джеи появились тогда, когда музыканты стали объединяться по двое, по трое и больше. И, как теперь уже из достоверных источников известно, пластинка отнюдь не является первой необходимостью, так как ее еще и в проекте не было.

Раньше для того, чтобы получить сырье для пластинки, нужно было отодрать шеллак (налет на стволах растений из натуральной смолы выделяемый растениями при непосредственном участии самок лакового червеца) от коры, обработать его горячей водой, расплавить и отфильтровать. Сегодняшняя пластинка - это диск из синтетических материалов, на поверхности которого по спирали расположены канавки (дорожки) с записью звука, воспроизводимого с помощью предназначенных для этой цели аппаратов. Угадайте каких...

Раньше существовали пластинки монофонические - с одним звуковым каналом на дорожке. Звук их воспроизводился с частотой вращения диска 78 об/мин, ширина звуковой дорожки была 140 мкм. Современные же пластинки - стереофонические, с двумя звуковыми каналами на дорожке.

Большинство записано при частоте вращения 33 1/3 об/мин при ширине звуковой дорожки 55 мкм. Также раньше существовали пластинки с частотой вращения 45 об/мин, предназначенные для применения в автоматах со сменой или выбором пластинки. Еще для любителей антиквариата скажем, что были пластинки с частотой вращения 8 1/3 об/мин, которые предназначались для записи речевых программ с длительностью звучания одной стороны до 1 - 1,5 часов.

Бывают пластинки трех диаметров: 175, 250 и 300 мм, что обеспечивает среднюю продолжительность звучания одной стороны 7 - 8, 13 - 15 и 20 - 24 минуты. Но в ди-джеинге используются пластинки диаметром 300 мм. Продолжительность стороны различна, зависит от нарезки.

На одну сторону плотно нарезанной пластинки можно уместить до 30 минут музыки, но игла на таких пластинках может прыгать и вообще будет неустойчива, они быстрее изнашиваются по причине узких канавок. Как правило, на сторону нарезается около 12 минут музыки. В этом случае канавки шире, пластинка более износоустойчива, со временем меньше шумит, не боится скрейча и прочего фамильярного ди-джейского обращения.

Диаметр отверстия пластинки 7,24 мм, толщина пластинки 1,5 - 2,0 мм, масса 120 - 135 г. Цвет пластинок в основном черный, хотя исключительно для детей и ди-джеев выпускают разноцветные. Декоративные ди-джейские пластинки бывают квадратные, шестиугольные, в форме диска для циркулярной пилы, в форме зверей и птиц. Есть двухслойные пластинки, в которые впечатана фотография или компьютерный рисунок. В составе этих пластинок присутствует прозрачный колкий пластик, поэтому они толстые и недолговечные, но, несмотря на всю декоративность, на них можно играть.

Прообразом грампластинки принято считать восковой фоновалик - звуконоситель фонографа Томаса Альвы Эдисона, на котором в холодном декабре 1877 была записана первая в мире фонограмма.

Несмотря на это, приоритет открытия принципа механической записи и воспроизведения звука принадлежит вовсе не ему, а французскому поэту, музыканту, и выдающемуся ученому Ш. Крому. Именно он 3 апреля 1877 года официально, с присущей ему элегантностью, предъявил Французской академии свой непостижимый для простых червецов труд "Процесс записи и воспроизведения явлений, воспринимаемых слухом".

Дальше все пошло как по маслу. Открытия посыпались как звезды. В этой области самый большой и сладкий кусок отхватили немцы. В 1888 немецкий инженер Э. Берлинер (1851-1929), работавший в США, предложил использовать в качестве носителя звука цинковый диск, покрытый тонким слоем воска, и аппарат для воспроизведения звука с этого диска - граммофон.

Диск Берлинера позволял снимать с него металлическую матрицу для массового производства пластинки. Осуществлялось это с помощью штамповки вначале из целлулоида, эбонита, каучука, затем шеллачных смол. Первая в мире граммофонная пластинка, сделанная Берлинером, хранится в национальном музее США в Вашингтоне.

После этого новое изобретение быстро завоевало музыкальные и околомузыкальные круги, и непосредственно перед самым концом 19 века в Камдене (США) отрывается первая в мире фабрика грампластинок, положившая начало крупнейшему концерну пластинок "RCA Victor". В конце 19 - начале 20 века создается еще несколько фирм и компаний по производству пластинок: это "Columbia" в США, "Pathe" во Франции, "His Master's Voice" в Великобритании, "La voce del Padrone" в Италии.

В 1900 году в мире насчитывалось около трех тысяч наименований грампластинок общим тиражом 4 миллиона экземпляров (до 1903 выпускались только односторонние). В основном они были с записями декламационно-разговорного жанра, маршами, вальсами, песнями и романсами. Очень маленькую и совершенно незначительную часть в репертуаре занимала инструментальная музыка - из-за технического несовершенства записи.

В 1903 году в Великобритании появились двусторонние диски. В 1907 в Париже на них в торжественной обстановке были записаны голоса выдающихся певцов, среди них Ф. Таманьо, Э.Карузо, А.Патти. С неменьшей торжественностью сразу после записи пластинки были помещены в оцинкованные герметичные футляры для сохранения. Футляры решено было вскрыть через 100 лет, так что, может быть, именно они станут самыми хитовыми дисками на вечеринках 2007 года во Франции и на всей планете вообще...

Новый этап в истории пластинки начался в конце 20-х начале 30-х годов. Как раз тогда, когда были изобретены аппараты для электроакустической записи и воспроизведения звука, а также полихлорвиниловая масса для изготовления грампластинок. Все это улучшило качество записи и звучания. Полихлорвиниловая пластинка начала законно называться привычным для нас и устоявшимся словом "винил", хотя на самом деле винил - это одновалентный органический радикал СН2=СН, и к пластинкам он имеет очень слабое отношение.

Начиная со всех этих событий качественно стал меняться репертуар. Значительное место теперь заняли записи классических произведений симфонической, камерной, оперной и, конечно, танцевальной музыки.

В 1948 году фирма "Columbia", что в США, впервые выпустила долгоиграющую пластинку. Она предназначалась для электроакустического воспроизведения с помощью электропроигрывателей, электрофонов и радиол. Изобретение дало возможность значительно расширить полосу записываемых частот 50-16000 гц, полностью сохранить тембр звука, увеличить динамический диапазон записи до 50-70 дБ, снизить уровень шумов, намного продлить качественное звучание. С появлением долгоиграющих пластинок стали сокращаться тиражи обычных, и в конце 60-х их массовый выпуск навсегда прекратился.

В 1957-58 сначала в США, а потом и в других продвинутых странах начался выпуск стереофонических грампластинок. Именно они позволили получить при воспроизведении близкое к натуральному, объемное звучание. С конца 60-х годов выпускали пластинки, воспроизводить записи которых можно было и в монофонических, и в стереофонических вариантах. В 1962 во Франции были выпущены первые, как их называют, гибкие пластинки. Они стали использоваться в качестве звуковых иллюстраций в различного рода изданиях. Благодаря им и появились "звуковые" журналы.

Эсэсэсэровская пластинка и очищение канавок с помощью ПВА

В России первая фабрика граммофонных пластинок была организована в 1901-02 годах в Риге английским акционерным обществом "Граммофон". Среди первых артистов, чей голос запечатлели, был Ф.И.Шаляпин. В 1910 году под Москвой открылся крупнейший в России Апрелевский завод по производству грампластинок. К 1915 году в стране работало 6 фабрик, выпускавших 20 миллионов пластинок в год. Они использовались как средство массового политического и художественного образования народа. Записывали выступления политических деятелей, среди которых первым записавшимся был В.И.Ленин.

В 1964 организованная всесоюзная фирма "Мелодия". В 1970 году тираж пластинок в СССР достиг 180 миллионов.

В каждой стране применяют свою маркировку пластинок. В России принята следующая: Первая буква М, С, К обозначает вид записи (монофоническая, стереофоническая, квадрофоническая); Г - гибкая пластинка. Первая цифра (от 0 до 9) - жанр записи. Например, 2 - русская народная музыка, русские народные инструменты, 7 - учебные записи (уроки, лекции, фонохрестоматии). Вторая цифра (0,1 или 2) - диаметр пластинки. Затем следует номер записи стороны пластинки, после косой - номер аппаратной, в которой она записывалась.

Шум пластинок растет по мере их износа, поэтому качество сохраняется лишь при 100-150 проигрываниях современным легким звукоснимателем. Для того чтобы пластинка служила долго и не повреждалась при проигрывании, необходимо оберегать ее от пыли. При прохождении по канавке и "перепрыгивании" иглы звукоснимателя через пылинку, кроме слышимого щелчка, происходит деформация канавки после пылинки.

Фирма "Мелодия" рекомендовала свои сильно загрязненные пластинки очищать от пыли клеем ПВА - "Клей нанести мягкой кистью на всю рабочую зону пластинки, после высыхания клея на поверхности образуется эластичная прозрачная пленка. Ее следует аккуратно отделить лезвием бритвы то края пластинки и снять. Все частицы пыли удаляются вместе с пленкой.

Сегодня толщина и масса ди-джейских пластинок зависит главным образом от фабрики производителя. Нынешний винил делится на две основные группы - Американский и Европейский.

Американский, как правило, тяжелый, негнущийся и по фактуре напоминает патефонный. Не исключено, что для его изготовления используются старые мощности патефонных фабрик. Европейский винил изготавливается главным образом в Польше, Чехии, Восточной Германии, есть фабрики и в Болгарии (из-за экологической вредности производства его переносят в отсталые страны). Он более гибкий и мягкий, легче и тоньше американского.

Еще не нарезанный диск имеет абсолютно плоскую зеркальную поверхность, дорожки появляются в процессе записи. Чем глубже нарезка, что тоже зависит от фабрики, тем легче пластинка и тем устойчивей на ней игла. Частотная характеристика воспроизводимых частот от 20 до 20000 гц.

Стандарт разрешения на виниле информации - 2+1, где 1 - основная композиция, а 2 - оригинал и ремикс. Бывает, на одну пластинку записывают четыре сингла (2+2), и это уже считается альбомом.

У нас в стране сейчас пластинки выпускаются очень малыми тиражами и неизвестно где.

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ:

РАЗГОВОР С "БОГАМИ" (Wings "Venus and Mars"). Журнал "Ровесник" №8, август 1976 год

Невозможно бить все время в одну точку. А. Троицкий. Журнал "Ровесник" № 2, 1983

DEEP PURPLE. Публикация в газете "Советская Культура", 1979 год, 2 октября

КУДА ЛЕТИТ "ЦЕППЕЛИН"? А. ТРОИЦКИЙ о LED ZEPPELIN
Журнал "Ровесник" №4 1976 год

Листая старые страницы

Замечания по работе и наполнению сайта, а также свои пожелания Вы можете оставить или на нашем форуме, или на e-mail, который Вы найдёте внизу Главной страницы портала "Рок-энциклопедия".

Музыкальный мир

КАРТА САЙТА

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА