Альтернативная биография легендарной группы
SHOCKING BLUE


Сегодня мы в Голландии, в Гааге - небольшом городе на побережье (в общем, там чуть не вся Голлантия - побережье…). Год - 1967. Время перемен на европейской эстраде - отгремел развесёлый R’n’R, уходит время бита и «чистого» блюз-рока. Неожиданно набирает популярность и силу «чахнущий» доселе на задворках полупустых кабаков и клубов «местной популярности» ритм-энд-блюз. Но это все в продвинутой Англии - а что в пасторально-тюльпанной Голландии?

А в Голландии - трубы пониже и дым пожиже (но пахнет лучше…). Масса групп, малоизвестных и совсем неизвестных (для большинства это - судьба), огромное количество молодняка, желающего заниматься музыкой и с завистью поглядывающего за Ла-Манш (вот там-то жизнь, а у нас тут - болото…). То, что 9 из 10 не могут правильно даже настроить гитары, а уж не то что исполнить что-нибудь внятно и «без помарок» - никого не смущает! Все пробуют свои силы, и у некоторых таки получается!

Shocking Blue в расцвете своей карьеры Одним из этих некоторых был некто Робби Ван Лёйвен (или Лёувен? Льювен? По-разному пишут…) - местный, гаагский музыкант 1944-го года «выпуска». К 67-му он числился уже «ветераном» местной рок-сцены, успев поиграть в добром десятке разных коллективов - в том числе (Вики в помощь…) «Ricochets» и «Motions». Гитарист, автор песен, человек очень талантливый - и столь же невезучий. Большинство голландских групп в середине 60-х играют бит-рок - «по накатанной», хотя битломания уже и сошла на нет. Но Робби эта музыка не устраивает; ему хочется чего-то нового и вообще другого. Он ищет, ищет свой стиль - и вместе с «Motions» нарезает ритм-энд-блюз в духе The Who, Kinks и Small Faces. Они - продвинутые и «почти как в Англии»!

И всё бы ничего (и не узнали б мы никогда уникальных SB!) - да вот из-за конфликта с вокалистом группы Руди Беннетом приходится Робби «соблаговолить выйти вон».

Случилось это аккурат в 1967-м; а так как делать Робби больше ничего не хотел (или не умел?), то пришлось ему искать себе команду единомышленников и запиливать свою группу. Пока - с блэкджеком только, и без блудниц (это - позже ).

Коротко «мелькнув» в «Six Young Riders» (не устроило!) Робби собирает новых музыкантов: вокалиста Фреда Де Вильде, басиста Клясси Ван Дер Вала и ударника Корнелиуса (Кора) Ван Дер Бека. Ребята начинают репетировать и появляться на публике - своих вещей пока мало (почти что и нет), и «отрабатываются» блюзовые стандарты, стремительно продвигающиеся к статусу классики. Не раздумываю долго, коллектив берет название Shocking Blue - от созвучия с композицией Эрика Клэптона «Electric Blue», одной из своих любимых.

В этом составе в 1967-м группа записывает первую свою пластинку «Beat with us» (иногда в каталогах попадается наименование "The Shocking Blue"). Ритм-энд-блюз в стиле тех же The Who и Small Faces, причём посредственный (как по мне). Можно, пожалуй, отметить оригинальную аранжировку вещи, с которой начал карьеру Элвис - "That's All Right (Mama)"; но и не более. Серый такой альбомчик.

Пластинка вышла в начале 1968-го и осталась незамеченной - похожих групп было как чаек на улицах Гааги. Впрочем, этот факт никого не расстроил, а микро-успех таки был достигнут - группа подписала контракт с лейблом «Pink Elephant» («Розовый слон»… Голландия, хуле!), принадлежавшим компании Dureco. На этом лейбле и был издан «Beat with us», а также единственная официальная запись группы за весь 1968-й: сингл - «Lucy Brown is back in town».

Группа не то чтобы бездельничала - были концерты «местного разлива», наработка опыта, «разогревы» у различных «звёзд» и «звёздочек» … Осенью 1968-го группу покидает Фред Де Вильде - проблемы, связанные со службой в армии.

В этом переломном для голландской рок-сцены году многое менялось стремительно и радикально. Тогдашние «гранды» Golden Earring стали отходить от бит-рокового звучания в сторону блюз-, а чуть позднее и хард-рока, появились такие "крутые" в недалеком будущем группы, как Harper's Bizarre и Livin' Blues. Главные события этого водоворота происходили как раз в Гааг, из которой начинали свой путь и Shocking Blue.

Через несколько лет обозреватели назовут Гаагу "Голландским Ливерпулем" и "Европейским Сан-Франциско"; но это будет позже, а пока забытая ныне "Lucy Brown Is Back In The Town" занимает 21 место в нидерландском Top40. Но это всё еще не та музыка, которую хочет играть Робби Ван Лёйвен - взгляды его устремлены чуть западнее Гааги и Лондона, в тот самый далекий и манящий Сан-Франциско. Там - хиппи, психоделия, рок-н-ролл, марихуана, ЛСД, Адъ и Израиль… Именно там, на горячем калифорнийском песке, рождается новая, неслыханная доселе музыка: Grateful Dead, Moby Grape, Country Joe & The Fish и, конечно же, Jefferson Airplane - кумиры, на которых равняются Робби и его команда.

Однажды менеджер Shocking Blue Ceec Ван Лёйвен (просто однофамилец, если что) во время джаз-фестиваля в Лусдрехте услышал очаровательный и потрясающий женский вокал - не известная ему девушка с дивным голосом пела знакомую по радиотрансляциям «Dag en nacht». Парой недель спустя, уже вместе с Робби и командой, на вечеринке, посвященной выходу песни группы «Golden Earring» на первую позицию голландского чарта, он вновь услышал этот вокал - выступала группа под названием «Bumble Bees» с энергичной и сильной солисткой Маришкой Верес.


Маришка Верес исполняет песенку

Робби Ван Лёйвен давно втайне мечтал о женском вокале (Дженис Джоплин наслушался, не иначе!). Манера пения Маришки, поразительно отличавшаяся от стилей местных вокалисток того времени, произвела на него очень сильное впечатление, и участники группы подумали, что эта девушка могла бы стать прекрасным дополнением группе.

Маришке только-только исполнился 21 год - но «послужной список» был уже немаленький: в детстве она часто выступала вместе с отцом Лайошем (скрипач в цыганском оркестре), записала два сингла в 65-м и 67-м и успела поработать в пяти группах, последней из которых была как раз та самая «Bumble Bees». К тому же, будучи наполовину венгерской цыганкой и наполовину - немкой, она была девушкой сногсшибательной красоты; для фронтмена (фронтвумен, точней) это тоже немаловажно же! Её внешняя привлекательность сыграла не последнюю роль в успехе группы.

Сама Маришка раздумывала недолго: прослушав несколько свеженаписанных Ван Лёйвеном песен, она поняла - это можно спеть, и это будет успех. Девушка выставила единственное условие - музыканты группы не пытаются заводить с ней никаких отношений, кроме профессиональных (это, конечно, был ба-а-альшой облом!).

С переменами в составе пришла и новая стилистика; мелодические ходы и резкие гитарные риффы в лучших традициях Jefferson Airplane, мощная и органичная ритм-секция Клясси и Кора (не хуже, чем у Rolling Stones), а Маришка своим голосом творила просто чудеса и могла на равных соревноваться с Грэйс Слик или, скажем, Дженис Джоплин. Без сомнения, именно её вокал стал мощным магнитом для слушателей и продюселов; её звенящий голос придал музыке отчётливое звучание ритм-энд-блюза.

Как говорил Робби ванн Лёйвен: «Когда пришла Маришка, всё сразу закрутилось, и один из первых синглов — Venus — стал великим хитом».

К слову - в далёком теперь детстве ваш покорный слуга, будучи немножко подкованным в музыкальном плане, выиграл не один спор по поводу пола вокалистки - уж больно голос «парнячий»...

Ещё к слову - Б-гомерзкие попсогоны «Quest Pistols» взяли, да и стырили эту самую музыку, наваяли никчёмный текст и пропели, ничтоже сумняшеся, на украинском ТВ - заняв в итоге первые строчки украинского хит-парада. Тот самый случай, когда «на чужом хую в рай…»

В общем, продюсер с выбором совсем не ошибся: Маришка стала настоящим украшением группы. Ее низкий грудной голос прекрасно дополнил ритм-н-блюзовое звучание "Shocking Blue"; он был необычен и привлекателен, и хотелось слушать его и слушать ещё. В наступившем вскоре 1969-м группа записывает альбом "At Home" - сами музыканты ведут отсчет своей дискографии именно с него, «забыв» о первом и неуспешном «Beat with us». «Для пущих наворотов» в инструментальный парк группы вводят ситар - Робби ван Лёйвен неплохо на нём играет, и этот новый для европейской поп-музыки инструмент определённо добавил шарма в целом бесхитростному саунду SB (позже эту «фишку» возьмут на вооружение многие голландские, да и не только голландские, команды).


Shocking Blue 1970

Общая картина альбома была выполнена в духе "бит"-музыки - но без наивности звучания, свойственной большинству групп этого направления.

А в феврале 1970-го прогремел взрыв: сингл "Venus" от всего лишь «регионально известных» Shocking Blue берёт третью позицию в Нидердандах, а затем - покоряет всю остальную Европу, став №1 в Германии, Франции, Бельгии, Испании… "Пластинка распространяется как грипп" - иронично замечает шеф независимой компании Penny Farthing Ларри Пэйдж; и он совершенно прав! Через месяц Venus оказывается среди 5-ти ведущих хитов в старой доброй Англии; и после этого стремительного взлета со спокойной совестью можно говорить то же самое о каждой новой пластинке или новом сингле Shocking Blue.


"Venus" стал супер-хитом. Песня привлекла внимание американской компании Colossus, глава которой Джерри Росс незамедлительно подписал контракт с Шокин Блю. Вскоре, в марте 1970-го, «Colossus» вознаграждена за предприимчивость - "Venus" становится №1 в Штатах.

Сингл только в Америке разошёлся тиражом более 3-х миллионов копий, а весь альбом получил статус "золотого" во многих европейских и азиатских странах.

Как говорил в своих интервью Робби ван Лёйвен, песня написана была «по мотивам» The Banjo Song группы The Big Three (1963) - а та, в свою очередь - обработка американской рабочей песни Oh! Susanna Стивена Фостера (1848-й аж!).

"Venus" стал серьезнейшей заявкой на успех - но, к сожалению, «заодно» оказал группе медвежью услугу. Многие (хотя и совершенно зря!) считают Shocking Blue "героями одного хита"; а это ведь совсем не верно! Тем не менее, ту самую «Шизгару» (ака "Venus") не слышал, наверное, только глухой - а вот назвать навскидку ещё хотя бы три песни Shocking Blue затрудняются почти все.

Естественно, что группа моментально стала идолом на родине, а также очень популярной во Франции и (почему-то?) в Японии. Вслед за "Шизгарой" последовали и другие хиты - например, следующий сингл Mighty Joe также становится номером один в Голландии и «отмечается» во всех чартах.

Также безумно популярными в этих ваших Европах становятся "Never marry a railroad man" (типа «Не ходите, девки, замуж за машиниста»; или еще веселей - «Не ходите девки замуж за Ивана Кузина»), "Hello darkness", "Shocking You", "Long & lonesome road"… Впрочем, в Штатах эти композиции выше 43 места не поднимались.

В общем и целом удача сопутствует группе - дела идут в гору, популярность ошеломляющая, гастроли, концерты, поездки… В1970 году выходит очередная пластинка SB "Scorpio's Darce". Титульная двухчастной композиции с неё намекает на «концептуальность» альбома (тогда это было зверски модно - вспомнить хоть бы PinkFloyd!).

Стилистически к 1970-му Shocking Blue очень и очень разнообразны: тут и классический хард-рок в лице, например, "Send Me a Postcard", и психоделические закосы ("California Here I Come"), и фолк-психоделия ("I Love Voodoo Music")…

Альбом ясно показал отход «Shocking Blue» от "бит"-музыки в сторону "кантри-вестерн". В этом смысле среди всех композиций особенно выделялась мощная и длинная рок-фолковая «Daemon lover», со сменой ритмических рисунков и богатым звуком.

Синглами с альбома вышли инструментальная «Scorpio's dance» и кавер «Sally was a good old girl».

Секрет повальной популярности Shocking Blue" образца 1970-71 - в удачном сочетании ритм-н-блюза с модной тогда психоделией; мастерская стилизация под звучание 50-ых годов; продуктивность и масса выпускаемых синглов. В отличие от тех же «Led Zeppelin», которые синглов не любили и выпустили всего 2 (официально - ни одного) SB как раз таки группа не «альбомная», а «сингловая». 11 альбомов (включая Beat With Us 1968-го; а к тому - 2 альбома почти дословно повторяют предыдущие, плюс-минус одна-две песни!) - и более 40 только официальных синглов; а главное - в наследии группы есть добрый десяток треков, очень успешных - но не вошедших ни в один официальный альбом. Ну вот, например "Gonna sing me a song" - 1975. Этот сингл вышел последним, в 1975-м - уже «посмертно»; и именно он поставил жирную точку в истории SB. Впрочем, не станем забегать…

В начале семидесятых группа работает очень продуктивно, выпуская не менее 1 полноценного студийного альбома в год (в 1972-м, например - аж три; правда, третий, «Eve and the Apple», полностью повторяет предыдущий, «Attila» - разные лейблы, добавлена одна песня). А кроме - гастроли по всему свету - включая Индонезию, Гонконг и Аргентину. Все это, конечно, изматывало - в начале семидесятых условия перелётов и переездов были попроще, во время гастролей участникам часто приходилось ездить из города в город железной дорогой. Группа очень популярна в Европе - но Робби разочарован ограниченностью успеха...

В январе 1971-го SB начинают писать следующий альбом. Для этого группа привлекает второго гитариста Лео Ван Дер Кеттери; в то же время Робби ван Лёйвен несколько отдалился от творчества и главным образом занялся составлением и производством пластинок.

Альбом с простецким названием «Третий» (The Third Album) вышел в марте 71-го - и разлетелся огромным тиражом, став признанным шедевром европейского варианта "рока западного побережья". Открывал его трек, на долгие месяцы ставший жителем первых десяток всевозможных чартов трек «Shocking you»; действительно шокирующий мощным вокалом Маришки. Этот диск считается до сих пор самым удачным образцом музыки Shocking Blue, записанным на пластинку. Стиль голландцской команды здесь в чем-то напоминает стиль Creedence Clearwater Revival.

Интересно, что, в отличие от большинства коллег, музыканты Shocking Blue не имели отношения к наркотикам или их культу, царившему в те времена. Это отнюдь не шло на пользу имиджу - зато можно было больше сил и времени уделяли творчеству, а не попойкам и оргиям.

Можно себе представить, как много мужчин мечтали о любви Маришки с ее мистической аурой, загадочной улыбкой, и длинными черными волосами (которые были, к сожалению, только париком)! В конце 70-х, когда она избавилась от имиджа «секс-бомбы» и стала надевать длинные платья и носить сравнительно короткую стрижку - разочарованию не было предела.


Shocking Blue 1971

Но несмотря на свой фантастический образ, Маришка, воспитанная строгим отцом, была очень скромна и застенчива. В те дни, когда кругом царил "секс, наркотики и рок-н-ролл", её самым любимым напитком оставался чай.

Выпустив в первой половине 1971-го ещё пару синглов - «Blossom lady» и «Out of sight out of mind», - группа отправляется в мировое турне, и 28-30 июля 1971-го в Японии записывает концертный альбом «Live in Japan» (окончательно сведён и выпущен в начале 1972-го). Запись показала превосходное умение группы работать "вживую", особенно учитывая тот факт, что во время выступления «Shocking Blue» обошлась без привлечения дополнительных музыкантов. Участникам коллектива пришлось выдавать очень плотную игру, чтобы не потеряться на фоне сильного голоса Маришки, и им это удалось.


Робби не возражал против включения в альбомы нескольких каверов старых песен, поскольку постоянно писать новый материал было для него слишком большой нагрузкой. «Мы всё делали сами, а ди-джеи радиостанций хотели бы услышать от нас каждый раз всё совершенно новое. Но большое количество альбомов привело к тому, что группа была вынуждена дополнять их кавер-версиями. Мне было крайне сложно писать всю музыку и слова одному».

Нормальным и обычным следствием перегрузок становится депрессия Робби и накал внутренней обстановки. Музыканты не бухают и не ведут беспорячдочного образа жизни - пар-то не сбрасывается… Да к тому еще популярность в Штатах резко падает почти до нуля - хотя в Европе и Азии группа продолжает пользоваться успехом.

Маришка, Робби, Корнелиус и Клясси вместе уже три года - гастроли по всему миру, включая разнообразные закоулки типа Индонезии и Южной Америки; репетиции, работа в студии, радиотрансляции, переезды… Не все могут выносить такой темп - и, устав от изматывающей гонки, из группы ушел Ван Дер Вал; а с ним - и второй гитарист Ван Дер Кеттери. На их место приглашён старый знакомый группы, бывший басист таких небезызвестных групп, как Willy & Giants, и Livin' Blues Хенк Смитскамп. Приглашён, надо признать, удачно - он сумел придать группе новый заряд энергии, которая в 72-м материализовалась в двух студийных альбомах ("Inkpot" и "Attila").

С приходом Смитскампа звук группы заметно меняется: из музыки исчезают депрессивность и "психоделия" - взамен появляются лёгкость и задор. И пропадает, вместе с тем, что-то неуловимое, только Shocking Blue присущее («Не торт!». Ну, это на мой неискушённый взгляд - может, критики со мной и не согласятся). Одна из композиций альбома "Inkpot" (Eve And The Apple) стала позже титульной для последнего альбома SB, датированного 1972-м.

Ну и, торт или не торт - а «тряхнуть стариной» и Маришка, и Shocking Blue ещё очень даже могли: довольно тяжёлые по стилю баллады с запоминающимися мелодиями, да пропетые пронзительным, томным, куда-то в самую диафрагму бьющим голосом выдавались «на гора» регулярно и попадали в европейские чарты без промахов!

Закончился 72-й, Shocking Blue отыграли новогоднее европейское турне - и вплотную засели за новый альбом. Робби поставил честолюбивую задачу - во что бы то ни стало вернуть былую популярность и повторно «очаровать» Америку!

Альбом под названием «Dream on dreamer» вышел в 1973-м, имел явный крен в сторону "фолк"-музыки (что было необычно для группы и особенно - для её поклонников) - и был безжалостно «разделан» критиками. Разгромные статьи выходили одна за другой, они буквально разорвали новую работу на части.

Особенно досталось выпущенному параллельно с альбомом синглу с песней "Let Me Carry Your Bag". Ван Лёйвен был очень разочарован, да и было отчего - ведь он написал весь материал (четыре альбома и масса синглов за полтора года), провёл многочисленные гастроли, плюс ко всему выносил давление со стороны фирмы звукозаписи…

Робби обиделся. И, вконец умотавшись, хлопнул дверью.

В 1974-м место ван Лёйвена занял Мартин ван Вейк, известный своей работой в двух голландских группах - Fairy Tale и Jupiter. Он на удивление быстро «вписался» в роль лидера SB, и новый материал уже был результатом его творчества.

Мартин довольно успешно привнес в музыку SB долю глэм-рока и даже, пожалуй, панка. И хотя эти стили не совсем вписывались в традиции группы, новый альбом "Good Times" (1974) назвать неудачным было никак нельзя. Синглами с этого альбома были выпущены титульная «Good Times» и «This America». На память об отколовшемся Ван Лёйвене в новый альбом включили песню "Nashville Rebel" — одну из последних его записей для группы.

Без Робби «Shocking Blue» ещё как-то держались, но в конце 1974-го из группы решает уйти и Маришка, ради сольной карьеры - впрочем, к сожалению, она не сложилась успешно (как и у всех остальных участников группы, надо признать). Итого: как и в начале пути, блэкджек остался, а блудниц уже не стало; да и того запала, увы… С уходом Маришки команда распалась окончательно. Хенк Смитскамп геребрался в Livin' Blues, а Кор и Мартин затеяли совместный проект Lemming. Чуть позднее Кор последовал гримеру Смитскампа и также влился в ряды Livin' Blues, которые от этого приобретения только выиграли - ритм-секция Смитскамп-Ван Дер Беек стала лучшей за всю историю Livin' Blues. Впрочем, это уже другая история.

В общем, все участники оказались так или иначе пристроенными. Всё? Не совсем. В 1979 Робби хотел возродить группу, но тогда этого не получилось - карты, видимо, не так легли. Однако в конце 1984-го «Shocking Blue» неожиданно воссоединились и дали два концерта на фестивале «Back-to-the-Sixties». Все так же сильно звучал роковый голос Маришки, а Робби удалось сохранить свой фирменный R&B стиль. Если не считать +20 килограммов бывшей хрупкой, как соломинка, Маришки - всё было на месте.

В честь возрождения группы музыканты выпустили альбом с говорящим названием «Comeback» (1984-й), записали новый сингл "Jury And the Judge V'Tm Hanging On To Love", который вышел в 1986 году - после чего вновь «растворились».

Пришли 90-е, а с ними - новые ритмы, новые песни - и ностальгия по «ревущим 70-м». Музыканты, имевшие большой успех 20 лет назад, снова стали востребованы - а так как жить всё же на что-то нужно, в 1993-м решила «тряхнуть стариной» и Маришка. Она вдохнула новую жизнь в Shocking Blue - правда, никто из бывших музыкантов в группу не вернулся, но Робби ван Лёйвен дал ей разрешение использовать название «Shocking Blue» SB для ее группы, и даже спродюсировал их CD-сингл под названием "Body Ard SoLl"/"Angel", выпущенный в 1994-м.

Ну, я бы сказал - голос остался… какой-то. Всё же время не щадит ничего и никого, увы.


Маришка Верес на фотосессии

Группа просуществовала до 2005-го, принимая довольно активное участие преимущественно в немецких фестивалях музыки 60-70-ых годов. Естественно, что Маришка уже была далеко не той обворожительной брюнеткой времен "Шизгары" - но музыка группы "Shocking Blue" жила и была востребованной. Маришка так и не вышла замуж и не родила детей. Зато очень любила кошек и торты. Она умерла от рака в 2006-м, 3 декабря - в возрасте 59 лет.

Смерть Маришки Верес была воспринята мировым сообществом довольно равнодушно - несколько скупых коротких строк: помните-де такую песню "Venus"? Так вот, певшая ее дама скончалась. Собственно говоря, ничего удивительного - история давняя, после распада Shocking Blue Верес мировых хитов не исполняла, а преданные поклонники у нее были только в Германии и родной Голландии. Она располнела, продолжала заниматься музыкой, экспериментировала с джазом, боролась с раком и борьбу эту проиграла.

В наши смутные времена Shocking Blue помнят в основном как авторов "Venus"; другие достижения группы в расчет не берутся. Это, конечно же, как минимум несправедливо - музыка-то ведь отличная, музыканты прекрасно играли, а голос певицы просто вне конкуренции. Возможно, причина подобного забвения кроется в географии группы - Shocking Blue появились в стране, где такая музыка была не очень привычной. Ведь в Голландии играли всё, что угодно: бит-, блюз-, хард-и даже арт-рок, но "Рок Западного побережья" играли только они! Появись они где-нибудь в Калифорнии - возможно, Вудсток имел бы еще одних героев. Но и без заокеанской славы Shocking Blue достойны как минимум внимания и уважения, как многие незаслуженно забытые герои тех лет.

Shocking Blue всегда стояли на границе рок- и поп-музыки, опираясь на слушателей, которым нравились незамысловатые, простецкие, но качественно сделанные песни в духе бит и Ритм-н-блюз. Ну а главным их достижением, конечно же, был выразительный "своеобразный" голос привлекательной Маришки Верес…

Маришка Верес


Далее: MARISKA VERES

Далее: SHOCKING BLUE: В ТЕНИ ВЕНЕРЫ

СТУДИЙНЫЕ LP "SHOCKING BLUE"

СБОРНИКИ "SHOCKING BLUE"

СИНГЛЫ ГРУППЫ "SHOCKING BLUE"


Магическая реклама от Shocking Blue


Вернуться в SHOCKING BLUE

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА