РУССКАЯ И СОВЕТСКАЯ ЭСТРАДА
Что было и есть в моде на русском эстрадном рынке

Русская и советская эстрада

Э С Т Р А Д А
Внимание! Список эстрадных исполнителей и коллективов расположен под этой статьёй!

Почему эта рубрика называется "Русская и советская эстрада", а не "Советская и российская эстрада", к примеру? Всё дело в том, что определение "русская" тут охватывает всё, что исполнялось, исполняется и будет исполняться на русском языке и языках республик бывшего СССР. А "советская" характеризует только "советский этап", впрочем, не такой уж и маленький, а если говорить честно, то несмотря на некоторую скудость советской эстрадной формы, то просто гигантский. В общем, в этом разделе будет публиковаться всё, что составляло эстраду бывшего СССР и современного СНГ. Таким образом мы надеемся охватить всю ту эстраду, которая считается именно "нашей", а не "заграничной", то есть "совковой", а не "буржуйской"!

Кстати, может быть, кому-то покажется, что в этот раздел попали какие-то не эстрадные коллективы и исполнители, например, рок или рэп, но просим не волноваться по этому поводу. В конечном счете любую музыку на свете можно назвать эстрадной, даже классическую и металлическую, потому что в своем большинстве она исполняется именно на эстраде.


В советское время «артистами эстрады», как правило, называли исполнителей традиционной поп-музыки. Они исполняли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами. Песни были рассчитаны на вокальное мастерство, обладали четкими, запоминающимися мелодиями, аккомпанементу уделялась второстепенная роль. Поэтому на советской эстраде преобладали сольные певцы и певицы с хорошими вокальными данными, не играющие на инструментах и не пишущие сами свой репертуар - Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев, София Ротару, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, Владимир Трошин, Майя Кристалинская и многие другие.

Лучшие эстрадные коллективы и исполнители СССР В сталинские времена советская эстрада испытывает невероятное идеологическое давление. Главным в эстрадных произведениях считалось то, насколько они отражали "политику партии и правительства". Жесткая цензура в начале 1950-х довела советскую песенную эстраду до критического состояния. От "застоя" советскую песню спасли "оттепель" и... барды. Движение авторов-исполнителей, где блистают такие имена, как Александр Галич, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Юлий Ким, Ада Якушева, Михаил Анчаров, Евгений Клячкин, Юрий Кукин, Александр Городницкий (вот уж подлинный "интернационал"!), приобрело с конца 1950-х гг. необыкновенную популярность. Советских людей, уставших от засилья "гимнических" сочинений, привлекает в бардовских песнях их искренность, душевность, интимность, наконец, редкостно высокий уровень поэтических текстов. Довольно скоро ведущие барды затмевают по популярности даже известнейших исполнителей. В этих условиях мастера песенного жанра оказываются перед необходимостью использовать уроки своих самодеятельных коллег.

Особой частью советской эстрады было движение ВИА (Вокально-Инструментальные Ансамбли), которое зародилось в конце 1960-х. ВИА представляли собой официальные коллективы из профессиональных музыкантов, исполняли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами (не обязательно членами группы), и прошедший утверждение худсовета. Вместе с тем, стиль этих ансамблей заметно отличался от «традиционной эстрады» и был ориентирован на молодёжь. Официальный статус отделял ВИА от «авторской песни» того же периода. Пластинки ВИА издавались на рекорд-монополисте, фирме «Мелодия».

ВИА состояли из профессиональных музыкантов, во главе с художественным руководителем. Их составы бывали обширны - 6-10 и более человек, в них входили по нескольку вокалистов и мультиинструменталистов. Участники часто менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами.

Среди самых известных ансамблей можно выделить такие: «Песняры», «Поющие гитары», «Веселые ребята», «Синяя птица», «Лейся, песня», «Цветы», «Земляне», «Самоцветы», «Иверия», «Поющие сердца», «Ариэль», «Верасы», «Сябры», «Красные маки», «Верные друзья», «Калинка», «Лада», «Акварели», «Голубые гитары», «Надежда», «Музыка», «Коробейники». Иногда ВИА выступали как аккомпанирующий состав известного сольного исполнителя, как, например: Юрий Антонов с группами «Аракс» и «Аэробус», Алла Пугачёва и ВИА «Рецитал», София Ротару и ВИА «Червона рута».

Стиль музыки, исполнявшийся ВИА, разнообразен и неоднороден. Он включал в себя как фолк и народные песни, так и диско, рок-музыку и новую волну. Среди характерных инструментов, кроме гитар и ударных, присутствовали синтезаторы, духовые инструменты, и народные инструменты. Звучание ВИА многие рассматривают как специфический жанр в советской популярной музыке.

В советское время развитие эстрадной музыки весьма существенно сдерживалось стремлением властей воспитывать массы в духе «серьезности» и «идеологической выдержанности». Чисто развлекательная, порой вульгарная массовая культура западного типа в СССР считалась идеологически вредной и не поощрялась. Но с конца 80-х годов зарубежная поп-музыка захватывает российский рынок. К ним добавляется отечественная музыкальная массовая культура. На российской эстраде 90-х годов мирно уживаются привычные фигуры советской эстрады (например, Алла Пугачева) и недавние герои альтернативной поп-культуры – такие группы, как «На-На» Барри Алибасова, «Ласковый май» Андрея Разина или та же «Машина времени» Андрея Макаревича, которая в условиях рыночной культуры потеряла все прежние ориентиры и принялась дружно "наяривать" коммерчески выгодную "попсу".

Однако, несмотря на все трудности перехода с идеологического на коммерческий фронт, современная русская эстрада все же не потеряла музыкального вкуса, и сегодня можно с большой долей уверенности говорить о том, что она заняла достойное место в мировой поп-культуре.


Источник:
Музыкальная энциклопедия. Советская эстрада

Опубликовано:
8 ноября 2016 г.

Легенды эстрады СССР

АЛЛА ПУГАЧЁВА

ФИЛИПП КИРКОРОВ

ВЛАДИМИР КУЗЬМИН

АЛЕКСАНДР МАЛИНИН

БОГДАН ТИТОМИР

ЮРИЙ АНТОНОВ

ТАТЬЯНА АНЦИФЕРОВА

ИВАНУШКИ ИНТЕРНЭШНЛ

ЛАСКОВЫЙ МАЙ

ЛИЦЕЙ

ЛИНДА

РАЗДЕЛ
СОВЕТСКАЯ ЭСТРАДА


АННОТАЦИИ НА АЛЬБОМЫ

ТАТЬЯНА БУЛАНОВА И "ЛЕТНИЙ САД"
Я сведу тебя с ума (1996 г.)

ИРИНА САЛТЫКОВА
Серые глаза (1996 г.)

МИР СКАЗАК
Песни для Тани М. (1996 г.)

АЛЬБЕРТ СИГАЛОВ
Красавчик Беня (1996 г.)

ВАЛЕРИЙ СЮТКИН И «ТЕЛЕФОН»
Лучшие песни 1982-1985 гг. (1996 г.)

СОЮЗ 16
Сборник (1996 г.)

Как заработать на продаже уникального контента

Русская эстрада жива!

В этом разделе перед вами предстанут блистательные, успешные русские и прочие братские исполнители, песни которых напевает вся "страна СНГ", за каждым шагом которых следят папарацци, вокруг которых постоянно кипят страсти, а в сети так много пикантных подробностей из их жизни, что почти невозможно отделить правду от вымысла.

Начнем с негатива. Вот отзыв на русскую эстраду одного из наших читателей:

Русская эстрада жива! "Ненавижу российскую эстраду, шоу бизнес, певцов и каналы, что продвигают и показывают их. Кобзон с Пугачевой которые скоро плесенью покроются. Тупорылый и бездарный Крид. Николаев, который достал своего сынка пихать везде и вся. Ненавижу этого выскочку Стаса Пьеху, который вылез за счёт своей бабки! Вот серьёзно, у него ужасно противный голос! Я как его где-нибудь услышу - просто в бешенство прихожу! Ненавижу я его! Как закалебало меня уже это. "Лада седааааааннн! Баклажан!" И вот очередной высер, который весь ближайший год, если не больше будет е***ать нам мозги! Ненавижу этого долбанного Егора Крида! "О боже мама мама я схожу с ума!" Что?!? Что это за фигня такая?!? Долбаный Крид, Тимберлейк недоделанный, когда же ты сам с ума реально съедешь, чтобы из каждого утюга тебя не слышать мудила достал!!! Ха-ха-ха!!! Этой х***ней можно пытать... Некоторые пишут типа "не нравится - не слушай", но как не слушать, если она начинает петь на говно-Европе, судорожно переключаешь на говно-Лав, а она там продолжается. Бл***ть! Переключаешь на Ретро, а там Чилинтано... сразу чувствуется разница, между классиком и гребаным шлаком! Ещё бл***ть поди и этот Крид скоро тоже че-нить вы***рет новое и ещё более уеб***нское. И все остальные звездульки-пиз***ульки подтянутся и нах***ярят им их продюсеры "шедевральных хитов" и придёт нам всем пиз***ец...

А вот что гласит другой источник (заменив понятие "эстрадная музыка" на слово "попса"):

Попса появилась в тот момент, когда кому-то пришло в голову, что на ней можно рубить солидное бабло. Как правило, попса нравится не одарённым широким кругозором и каким-либо вкусом людям. То есть специально разработанная музыка для стада, бьющая по бессознательным инстинктам слушателя, как-то: сиськи и дорогие автомобили в клипах. Именно поэтому кому-то пришла в голову гениальная мысль: исполнитель должен овладевать прежде всего через зрение, именно отсюда пошла мода наряжать поп-петушню в яркие, блестящие костюмы и появилась необходимость выплясывать различные конвульсии при исполнении хитов.

Расцвет невыносимо отвратительной попсы, мутировавшей в оную из просто популярной музыки, пришёлся на период с конца 80-х годов XX века и определился распространением цветного зомбоящика с более-менее приемлемым звуковым каналом. Мгновенно выработалась схема работы: создать попсовую группу - раскрутить на ТВ - получить ПРОФИТ - выжать интерес быдла до конца - утопить в пучине Вечного Забвения - вернуться к пункту 1.

В конце 80-х, с набором опыта и развитием технологий студийной обработки звукозаписи, процесс приобрёл особенно массовый характер. Хитовая группа создавалась и раскручивалась за считанные месяцы, продавала пару-тройку альбомов, устраивала концертный чёс (одна и та же группа могла одновременно выступать в Прибалтике, на Кавказе и в Западной Сибири, была бы фонограмма) - и после этого сразу же разваливалась навсегда. Но затраты окупались сполна.


Ну, не будем о грустном, а лучше займёмся конструктивным анализом:

Какова национальная специфика шоу-бизнеса? Можно сравнить. Например, американский шоу-бизнес настолько большой, что там все очень размыто. Он, по сути, является всемирным шоу-бизнесом, в отличие, даже от английского. В США даже нишевые артисты становятся мировыми звездами, потому что у них эта ниша такого объема – и по деньгам, и по количеству слушателей – что она несравнима со звездами, например, из Венгрии или из Чехии. В России же специфика совсем другая. Мы, даже те, кто родились после распада Советского Союза, выросли на осколках советской эстрады. Причем у эстрады было множество разновидностей. Даже бардовская песня на самом деле - совершеннейшая советская эстрада, только спетая под желательно расстроенную гитару и перед костром. Даже молодежь сегодня к этому тяготеет, потому что их родители это слушали, когда они были маленькими. В этом и особенность российского рынка - мы любим истории, любим мелодии. Например, американцы не столь чувствительны к мелодичности песен, а мы ближе к Европе, которая любит распевные протяжные песни.

Теперь что касается российского музыкального рынка. Его определяют, в первую очередь, цифры по продажам билетов, а во вторую очередь, цифры по продажам музыки. У нас нет ни тех, ни других, поскольку сфера по продажам билетов - вообще закрытая тема, а продажи физических носителей мизерны. А рейтинги пиратов никто не мерит вообще, хотя они занимают 99% всего эстрадного музыкального рынка.

Что может измениться в отечественной эстрадной музыке лет через 10? Скорее всего, что ничего. Кардинальных изменений совершенно не предвидится, меняются только какие-то нюансы. Появились компьютеры, стали делать электронные аранжировки, исчезли худсоветы, стало больше матерной лексики и блатной. Эта ситуация очень консервативная. Но так обстоит дело не только в России, так везде по всему миру. Вкусы широкой публики очень консервативны, и поэтому на эстраде те же Лазарев и Билан уходят в сторону современного европопа. Поэтому в том, что происходит сейчас на эстраде ничего нового нет.

И может быть это и нормально. Во все времена удел авангардистов – идти вперед, работать для маленькой публики. А удел мэйнстрима - что-то впитывать, но оставаться при этом явлением «для всех». Думается, что даже спустя десять лет мы все так же будем слушать Баскова и Киркорова.


Источник:
"Энциклопедия Современной Русской Попсы"

Голые девчонки. Журнал Музыка Высшего Интима

Внимание!

Музыкальный мир

КАРТА САЙТА

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА