КОШКИН ДОМ
Одесская рок-группа
РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Музыкальный мир. Рок-энциклопедия

Одесская рок-группа Кошкин Дом

Одесская рок-группа
"Кошкин Дом"


Опубликовано:
24.05.2016 г.


В музыке этой прекрасной группы, некогда носившей сказочное имя «Кошкин Дом», всегда ощущалось, на самом деле, таинственное присутствие чего-то магического: она была пронизана стойкими флюидами колдовства, завораживала и чаровала, ненавязчиво обращалась к подсознанию и будила фантазию, раскрывая двери восприятия без всякой бытовой химии. Сделавший свои первые шаги в Одессе, добившийся признания в Москве, но, в конечном счёте, нашедший себя в Питере, «Кошкин Дом», создавал свои композиции на стыке готики, пост-панка, арт-рока и психоделии, при этом черпая вдохновение одновременно как в классике, так и в современности.

Одесско-ленинградская рок-группа Кошкин Дом Основатель группы «Кошкин Дом», гитарист, певец и автор песен Максим Ланде (родился 10.11.63 г. в Одессе) увлёкся музыкой ещё в школьные годы. Окончив школу и получив аттестат, он пошёл работать в порт грузчиком (докером), и одновременно репетировал в матросском клубе, где в 1981-м году собрал свою первую группу «Кроссворд», которая исполняла его собственные песни, по тем временам, более всего походившие на хард-рок м уклоном в арт и прог. Состав группы (равно как и её стиль) менялись регулярно.

При клубе была музыкальная школа, и когда Максим решил, что «Кроссворду» нужен клавишник, начал поиски именно там. Как результат, в конце 1983 года в группе появился десятиклассник Константин Шумайлов (родился 20.09.67 г. в Одессе) - клавишные и вокал. Группа выступала почти исключительно у себя в клубе, изредка концертировала в соседних школах и училищах, а на инструменты и прочее оборудование зарабатывала игрой на свадьбах и официальных праздниках. В 1985-м году, используя клубный магнитофон "Тембр", «Кроссворд» записал свой первый и единственный альбом, следы которого давно утрачены.

Осенью того же года Шумайлова призвали в армию, но «Кроссворд» продолжал играть и без него, а на следующий год вступил в только что открывшийся Одесский Рок-клуб и принял участие в его первом фестивале. Ко времени возвращения Кости из армии у Максима появились наброски новой программы, и друзья-соратники взялись за её реализацию с удаоенной энергией. Тогда же название «Кроссворд» было решено положить на полку, и дуэт взял новое имя «Кошкин Дом». (По преданию, так горожане - за некоторые особенности его декора - прозвали здание, в котором группа в то время репетировала.)

Первое выступление «Кошкиного Дома» состоялось 8 марта 1988 года в заводском клубе на Заставах (близ парка им. Ленинского Комсомола). Хотя его музыка совершенно не вписывалась в рамки местного мэйнстрима (музыканты постарше ориентировались на джаз или джаз-рок, а те, что помоложе, предпочитали хард-энд-хэви), коллектив был замечен, и информация о группе начала медленно распространяться сначала по городу, а потом и по стране. Следствием этого стало приглашение практически неизвестных за пределами родного города одесситов на I фестиваль "СыРок", который в декабре 1988 года организовала в Москве известная столичная журналистка и продюсер Наталья "Комета" Комарова, которая годом раньше вывезла из Одессы на Подольский рок-фестиваль группу «Бастион».

В марте 1989 года на частной студии в Москве звукорежиссёр Аркадий Березовский («Зеркало Мира») записал дебютный альбом группы "Сторожевой синдром". Он включал несколько инструментальных пьес (в том числе фугу до-мажор Баха), три песни со словами Макса Ланде и по одной - на стихи известного одесского поэта Якова Качура (текстовика группы «Провинция»), Марины Ксенофонтовой и даже Иосифа Бродского ("Пилигримы").

С шумного успеха на "Сырке" для «Кошкиного Дома» началась эпоха больших и малых рок-фестивалей: в мае они побывали в Могилёве, в августе заняли I место на IV фестивале в Новой Каховке (Херсонская область). Тем же летом в Одессе состоялось их знакомство с музыкантами питерской группы «Нате!»

В сентябре 1989 года, разогревая залы для находившейся в зените славы «Алисы», «Кошкин Дом» за неделю дал десять концертов (все они проходили в довольно известных и больших дворцах спорта), а затем отправился на фестиваль "Рок-Богема" в Днепродзержинске, где произвёл настоящий фурор и затмил своим выступлением едва ли не всех его участников, среди которых были многочисленные группы с Юга России и Украины, питерские «Петля Нестерова», «Опасные Соседи» и «Апрельский Марш» из Свердловска.

В то время музыкальная жизнь страны была главным образом сосредоточена в Москве и Питере, поэтому музыканты к концу года приняли непростое для себя решение покинуть Одессу. Поначалу «Кошкин Дом» надеялся закрепиться в столице, но попытка оказалась неудачной. Более того, вследствие этого их покинул барабанщик Лёша Щербина, который обосновался в Москве и решил делать свою музыкальную карьеру самостоятельно. Ланде и Шумайлов какое-то время тоже провели в Москве, без особых успехов записывая свои песни под ритм-бокс. Немного позже оставшиеся вдвоём основатели группы оказались в Питере, где жизнь снова свела их с участниками «Нате!» В то время «Нате!» тоже переживали не лучшие времена, пытаясь выйти из персонального кризиса и найти новые стимулы к творчеству. Итогом тесного общения музыкантов Питера и Одессы стало рождение супергруппы «Гамбринус», в которую вошли участники «Кошкиного Дома», «Нате!» и лидер «Бастиона», гитарист, певец и автор песен Игорь "Ганя" Ганькевич.

Как и все супергруппы, «Гамбринус» прожил недолго: сыграв на двухдневном фестивале в ДК им. Газа (15-16 января 1990) в одной компании с «Колибри», «Внезапным Сычом», «Вином» и теми же «Нате!», он бесславно распался. Тогда же развалились и «Нате!» Произошла перегруппировка: Ганькевич на время стал гитаристом «Нате!», а покинувшие «Нате!» Андрей "Силя" Селюнин (родился 5.10.63 г. в Таллине, клавишные, гитара, вокал) и Сергей "Нава" Наветный (родился 29.10.65 г. в Бобруйске, барабаны, вокал) объединились с Максимом Ланде и Костей Шумайловым, дав жизнь питерской версии «Кошкиного Дома». Немного позже в их ряды влился звукорежиссёр Сергей Логинов, который переехал в Питер из Иваново и записывал оба альбома «Нате!»

В феврале Ланде и Шумайлов окончательно перебрались в Питер. Обновлённый состав начал репетировать на точке дружественной группы «Время Любить» в клубе-сквоте "НЧ-ВЧ". Весной «Кошкин Дом» сыграл пару концертов в Питере и принял участие в очередном "Интершансе" в Москве, где получил специальный приз от компании CBS. В тот же период началось сотрудничество группы с телепрограммой "Чёртово Колесо", которая в конце 80-х и самом начале 90-х записывала и снимала всё лучшее, что появлялось на отечественной (прежде всего, провинциальной) рок-сцене. Среди других важных событий сезона следует отметить участие «Кошкиного Дома» в кинофестивале "Золотой Дюк-90" (Одесса) и фестивале музыки "Indie" (Таллинн).

В июне 1990 года в Одессе от сердечного приступа скоропостижно умер Ганькевич. Чтобы почтить его память, в августе друзья и соратники провели на родине фестиваль его имени. Со следующего года фестиваль превратился в ежегодный и стал, пожалуй, главной традицией одесской рок-сцены 90-х, а Макс Ланде занял пост его арт-директора. За это время участие в фестивале принимали «DDT», «Аквариум», «Телевизор», «Петля Нестерова», «Nautilus Pompilius», «Чиж & Co», «Разные Люди», донецкий «Дикий Мед» и так далее и тому подобное.

Ещё весной 1990 года Наветный с помощью Логинова записал в Иваново соло-альбом "Игра слов", к работе над которым привлёк Селюнина. Осенью Сергей собрал и свой концертный состав, получивший имя «Стиль и Стюарты Копленды». В нём был задействован Шумайлов, а с августа 1991 года - и Селюнин. Довольно часто обе группы гастролировали в связке.

Благодаря сотрудничеству с "Чёртовым Колесом" в декабре 1990 года «Кошкин Дом» принял участие в грандиозном фестивале, организованном главным редактором программы Натальей Грешищевой в Харькове. Он шёл несколько дней, собрав на своей сцене все сливки тогда ещё советского рока - от рижского «Цемента» до магаданского «Восточного Синдрома». Ещё одним крупным событием уходящего года стал Рождественский Рок-фестиваль журнала "Аврора", организованный писателем Александром Житинским и автором этих строк.

Хотя «Кошкин Дом» имел весьма номинальное отношение к существовавшему в то время, скорее, на бумаге Ленинградскому Рок-клубу, репутация группы была столь высока, что её пригласили на фестиваль в честь десятилетия клуба в старом зале на Рубинштейна, 13. «Кошкин Дом» исполнил там шесть песен, одна из которых, "Хрусталь", позже была включена в посвящённый событию альбом "Однажды в Рок-клубе".

Летом снова была Одесса и фестиваль "Полный Goodbye", которые проводили киевские журналисты Татьяна и Николай Ежовы. Параллельно «Кошкин Дом» шаг за шагом записывал в телецентре "Останкино" свой второй альбом, который по окончании работы некоторое время переходил из рук в руки, был издан на кассетах (ограниченным тиражом), а чуть позже оказался в Днепропетровске, где местный бизнесмен и поклонник творчества группы организовал его выход на виниле под своим лэйблом Dik Records - в глянцевом конверте с шикарной рисованной обложкой. Его названием стала одна из новых песен Макса Ланде "Полнолуние".

В конце октября «Кошкин Дом» вместе с питерскими группами «Улицы» и «НЗ» (потом «Winston Churchill», а ещё позже «Колыбель») посетил Новгород, где сыграл на фестивале "Прорыв-91": он был посвящён выпуску первой в истории местного рока пластинки "Плата за веру" группы «ГПД». Знакомство с «Улицами» вылилось в дружбу и очередную совместную поездку - на этот раз, в Мончегорск, где в январе 1992 года проходил фестиваль "Кредо-92", собравший множество разных по стилю и уровню профессионализма групп Русского Севера.

Хотя «Кошкин Дом» влился в обойму активно гастролировавших по стране групп чуть позже, нежели было нужно, чтобы попасть на страницы издававшихся в те годы рок-энциклопедий, в феврале 1992 года они сыграли на презентации книги "Кто есть кто в советском роке" - едва ли не самой популярной и массовой книги в этом жанре. На этом концерте с КОШКИНЫМ ДОМОМ впервые выступил бас-гитарист Дмитрий "Дик" Петров из «Дурного Влияния».

В том же месяце Шумайлов был приглашён в новый состав «Телевизора», который дебютировал в начале лета во время второго теплоходного турне по Волге музыкально-экологического движения "Рок Чистой Воды". В нём участвовали «Чайф», «Бригада С», «Настя» и десяток других групп. На полдороге, в Казани, к ним присоединился и «Кошкин Дом», звукорежиссёром которого в это время был Олег "Гонщик" Гончаров из «Аквариума» и «Трилистника».

До конца лета «Кошкин Дом» успел провести III фестиваль памяти Ганькевича в Одессе и побывать с концертами в Кишинёве, а в августе 1992 года вместе с полпредами молдавского рока «Cuibul» и «Агатой Кристи» выступил на очередном фестивале "Таврийские Игры" в Новой Каховке. Осенью они начали записывать на питерской "Мелодии" свой третий студийный альбом (звукорежиссёр Юрий Морозов), но работа так и не была завершена.

К сожалению, «Кошкин Дом» ожидала суровая судьба групп, попавших в зазор между эйфорией рок-революции 80-х и прагматизмом клубной сцены 90-х: ни действительно интересная музыка, ни признание публики и высокие оценки масс медиа не могли помочь им удержаться на плаву в годы экономического хаоса и тотального авантюризма.

Тем не менее, на этом этапе группа ещё существовала. Хотя Шумайлов был плотно задействован в «Телевизоре» и прекратил выступать с «Кошкиным Домом», в конце 1992 года Ланде, Наветный и Селюнин реорганизовали состав, в который были приглашены академически образованный Сергей Щураков («БГ-Бэнд», ранее «Трилистник»), аккордеон, мандолина, и уже сотрудничавший с ними Дмитрий Петров, бас. Правда, концертов в то время было немного.

В июне 1993 года «Кошкин Дом» в последний раз выступил на Одесском фестивале, исполнив свой новый хит "Геометрия" и кавер "Light My Fire" «The Doors», потом ещё раз посетил Новую Каховку, а по возвращении в Питер незаметно распался. Ланде до самого конца десятилетия проводил фестивали памяти Ганькевича, а также гастроли ведущих российских групп (в том числе «Аквариума» и «DDT») по Украине. Позднее он менеджировал тех же «DDT» (не очень долго) и «Аквариум» (более продолжительный срок), а из Питера переехал в Москву.

Полнолуние, 1991

Селюнин, напротив, на несколько лет переселился в Одессу и сотрудничал с Ланде. Позднее он вернулся в Питер и ушёл в бизнес, хотя до сих пор пишет песни: кавер-версию его "Идиллии" сделали на своём альбоме "...О любви" «Чиж & Co». В 2005 году он начал записывать свой материал на Студии «DDT», однако, покуда работа далека от завершения. Щураков в конце 1995 году создал группу «Vermicelli Orchestra»; Петров работал со «Spitfire», «Бондзинским», «Бригадным Подрядом» и «Грандшаттлбандой».

Наиболее активными участниками музыкального процесса остаются Константин Шумайлов и Сергей Наветный. Первый с 1996 года играет в «DDT», а также выступал на сцене и записывался со «Стилем», «Улицами», «Tequilajazzz», «Колибри», Олегом Гончаровым и другими коллективами. Наветный - не считая короткой паузы, когда он работал на радио - был причастен к «Петле Нестерова», «Kamikaze», «Колыбели», «Насте» и «Препинакам», шесть лет посвятил «Сплину» (став за эти годы саунд-продюсером группы), записывал «МультFильмы», «Огненную Муху», «Сети» и т.д., а осенью 2004 года вернулся к соло-карьере под вывеской «НАВА».

Записи «Кошкиного Дома» на современных носителях не издавались, хотя вполне того достойны. При желании сегодня можно найти виниловое издание альбома "Полнолуние" и запись группы с десятилетия Рок-клуба...


А. Бурлака (с)


Единственный альбом группы
Кошкин Дом
"Полнолуние"
1991 г.

Для увеличения изображения нажимайте на картинки

Кошкин Дом, Полнолуние, передняя сторона конверта

Кошкин Дом, Полнолуние, задняя сторона конверта

Кошкин Дом, Полнолуние, диск, сторона 1

Кошкин Дом, Полнолуние, диск, сторона 2

Передняя сторона конверта

Задняя сторона конверта

Диск, сторона 1 (R90 00987)

Диск, сторона 2 (R90 00988)

Кошкин Дом, Полнолуние, 1991

Кошкин Дом, 1991, винил, фрагмент

ПИКНИК

МАНГО-МАНГО

IЛЛЮЗIОНЪ

АРИЕЛЬ

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА РАЗДЕЛА "РУССКИЙ РОК"


Как правильно сделать бизнес на уникальных статьях

Внимание!

Рок-энциклопедия

КАРТА САЙТА

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ПОРТАЛА

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ЛИТЕРАТУРНОГО САЙТА

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИЧЕСКОГО САЙТА

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА БУКИНИСТИЧЕСКОГО САЙТА