Роллинг Стоунз: 30 лет удовлетворения

Журнал "Hi-Fi & Music", октябрь 1995 года
РОЛЛИНГ СТОУНЗ: 30 ЛЕТ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
The Rolling Stones. Листая старые страницы


Стр. 54-67
В статье использован фотоматериал, предоставленный агентством London Features International


Величайшая группа рок-н-ролла, живые легенды, "динозавры", секс-символ эпохи, а кроме того, волосатые недоумки, разрушители нравственности, наркоманы, бунтующие миллионеры, стареющие маразматики с гитарами. Все эти "почетные" титулы получили за свою карьеру пять "плохих парней", известных миру под названием "Роллинг Стоунз". Это:

Мик Джаггер - вокал,
Кейт Рачардс - гитара, вокал,
Билл Уайман - бас;
Брайан Джонс - гитара, вокал,
Чарли Уоттс - ударные.


Вот уже тридцать лет они не могут получить удовлетворения, хотя и добились за это время всего, о чем только можно мечтать...


НАЧАЛО

История "Катящихся Камней" началась в 1960 году в сыром лондонском подвале, носящем название "Клуб "Марки". Здесь играли ритм-н-блюз, музыку не слишком популярную и продаваемую в Англии, Поп-музка в это время представляла собой крайне унылое зрелище. Истерия рок-н-ролла сошла на нет, и на сцене возобладал слащавый романтический стиль и однообразный твист. Ритм-энд-блюз, грязный и непричесанный, в эту картину явно не вписывался. Среди завсегдатаев клуба "Marquee" были два приятеля, учившихся раньше в одной школе, их звали Мик Джаггер и Кейт Ричардс. Ричардс вспоминал: "У нас под ногами хлюпала вода, в клубе было очень холодно и сыро, но там был блюз и полно девчонок. Не знаю, что для нас было тогда важнее, но, наверное, все-таки блюз". Главными действующими лицами на сцене "Марки" были белые блюзмены Алексис Корнер, Сирил Дэвис и руководимая ими группа "Блюз Инкорпорейтед". Через эту группу в начале 60-х прошли десятки будущих знаменитостей, которые через несколько лет составили славу британского рока. Семнадцатилетний Джаггер пытался петь, и за сексапильную внешность и фанатическую любовь к блюзу его взяли в основной состав группы. "Я не слишком хорошо пел тогда, но ведь кто-то должен был это сделать". В июне 1962 года Мику и Кейту предложили подменить "Блюз Инкорпорейтед" на сцене клуба. Недолго думая они пригласили гитариста Брайана Джонса, подыгрывавшего им на джем-сейшнах, пианиста Иэна Стюарта и переманили из основного состава "Блюз Инк." ударника Чарли Уоттса, который уже имел опыт игры в джаз-бэндах. Потом, после прослушивания, был принят басист, им стал Билл Уайман. На первом концерте они взяли себе название "Мик Джаггер, Брайан Джонс и Роллинг Стоун". Сочетание "Роллинг Стоун", обозначающее не только "Катящийся камень", но и "Перекати-поле", было заимствовано из названия знаменитого блюза Мадди Уотерса. Название постепенно сократилось до "Роллинг Стоунз".

"Мы тогда и не думали ни о какой славе, - вспоминал Кейт Ричардс. - Единственное чего мы хотели - это привлечь внимание людей к нашим кумирам: черным блюзовым музыкантам". Надо сказать, что с этой задачей "Роллинги" справились не слишком удачно. Когда В 1964 году, уже будучи звездами, они приехали В США, на одной из студий грамзаписи им встретился Мадди Уоттерс. Старый блюзмен, кумир "Роллингов", красил потолок. Другой работы для него не было.

Группа постепенно набирала популярность, но выйти за пределы лондонских подвалов им пока не удается. И тут в жизни "Камней" происходит событие, которое можно назвать только счастливой случайностью, которая меняет. Меняет все. Молодой преуспевающий специалист по "паблик рилейшнс", рыжеволосый Эндрю Луг Олдхэм однажды возвращался домой, и что-то заставило его пойти другой дорогой. Она показалась ему более короткой. Страстный поклонник блюза, он не мог не заглянуть в подвал, из которого доносилась любимая им музыка. Он спустился по скользкой лестнице и... впрочем, сначала его шокировал плотный табачный дым и сырость, но потом он рассмотрел на сцене "Роллинг Стоунз", а через месяц поймал себя на том, что приходит в клуб ежедневно. Черный блюз, который играли белые парни, почти мальчишки, заворожил его своей необузданной энергетикой и нескрываемой сексапильностью, Ничего подобного у белых музыкантов он не слышал, Набравшись смелости, он подошел к "Роллингам" после выступления и предложил им свои услуги в качестве менеджера.



Обложка и стр. 54-55

Роллинг Стоунз: 30 лет удовлетворения

Журнал

Рок-энциклопедия




КАМНИ КАТЯТСЯ ВВЕРХ

Олдхэм понял, ЧТО нужно сделать, чтобы эти ребята стали знаменитыми. В противовес уже нашумевшим "Битлз", которые в своих аккуратных костюмчиках нравились и бабушкам и внукам, он составил свою собственную формулу успеха. Все очень просто: для того чтобы подростки горячо полюбили "Роллинг Стоунз", достаточно вызвать всеобщую ненависть у родителей. Как только мама говорит сыну - "Выключи-немедленно-радио-как-ты-можешь-слушать-этих-грязных-непотребных-волосатых-недоумков" - "послушный" сыночек тут же начинает слушать исключительно "непотребных недоумков". Олдхэм начал лепить из "Роллинг Стоунз" "плохих парней", грозу тетушек и бабушек, антиподов приглаженных и причесанных "Битлз".

Вам не нравятся наши длинные волосы?
- Мы отрастим еще длиннее.
Вам не нравится вызывающее поведение?
- Мы обмочим все гаражи в Восточном Лондоне.
У нас не слишком литературная речь и плохая дикция?
- Мы будем ругаться через слово.
Вам не нравится музыка, которую играют "грязные ниггеры"?
- Мы будем играть еще громче и грязнее.


Для создания нового имиджа Олдхэм "увольняет" из группы Иэна Стюарта: по мнению менеджера, он выглядел слишком "толстым и приличным". Стюарт, впрочем, продолжает подыгрывать "Стоунз" на концертах, помогает в записи пластинок и гордо носит титул "шестого камня" до самой смерти в 1984 году. Новый имидж не слишком соответствовал реальному происхождению участников группы, Мик Джаггер родился во вполне приличной и состоятельной семье, никогда не нуждался, неплохо учился в школе и активно занимался спортом. "Успехи в спорте - это единственный способ выбиться в школе из общей толпы". Особых достижений маленький Мик добился в беге на 100 метров. Единственным его прегрешением в детстве было воровство конфет в ближайшем кондитерском магазине. "После войны никто не жил особенно богато и денег на сладкое никогда не хватало". К началу своей рок-н-ролльной карьеры Мик Джаггер уже был студентом Лондонской Экономической Школы. Кейт Ричардс был примерно из этого же слоя и учился в Дартфордской Художественной школе. Билл Уаймен вырос в бедной семье, и бас-гитара была для него единственным шансом вырваться из нищеты. Из-за постоянного недоедания он выглядел маленьким и худым, никто бы не сказал, что он старше всех остальных "Роллингов" на шесть лет. Настоящим уличным хулиганом был только Брайан Джонс. Его похождения в юности стали легендой. Так, подрабатывая почтальоном, он прежде чем опустить газету в почтовый ящик, аккуратно подносил к ней зажженую спичку и только после этого отправлял корреспонденцию по назначению. В одной группе их объединяла только общая страсть к ритм-энд-блюзу.

Олдхэм прикладывал все усилия, чтобы протолкнуть своих "недоумков" на радио, телевидение и фирмы грамзаписи. В конце концов, в июне 1963 года у группы выходит первый сингл "Come On", и "Роллинги" начинают набирать обороты.

Воротилы шоу-бизнеса и газетчики недоверчиво относились к "этим хулиганам". Посетив концерт группы, один из журналистов, налюбовавшись на ужимки и гримасы Джаггера, язвительно заметил: "Теперь-то мы точно знаем, какой конкретно человек произошел от обезьяны". Но концерты собирают все больше и больше народа. Девицы бьются в истерике от одного вида Джаггера, и вот, в начале 1964 года, на лондонской фирме "Decca" выходит дебютный альбом группы, названный просто "Роллинг Стоунз".

На пластинке содержались в основном обработанные группой песни черных исполнителей. На этом можно было получить известность, но "Роллингам" и Олдхэму хотелось большего. Они должны были писать собственные хиты. Чтобы заставить Джаггера и Ричардса писать песни, жестокий менеджер однажды вечером запер их двоих в своей квартире, объявив: "Пока не напишете хит, отсюда не выйдете". К утру была написана "Пока льются слезы". "Я просто смотрел в окно и писал текст о том, что видел", - вспоминает Мик Джаггер.

Первый альбом группы пррчно обосновался в британских хит-парадах, и теперь нужно было завоевать Штаты. В 1964 году в США не было ни одной знаменитой американской группы, "Приглаженные мальчики" пели сиропные песни о несчастной любви или жизнерадостные рок-н-ролльчики о прелестях серфинга. На этом фоне даже приличные "Битлз" выглядели революционерами. Полным ходом началось "британское вторжение". "Битлз" первыми протоптали дорожку за океан, и теперь английские группы попадали в хитпарады только потому, что приехали из Англии. Большинство тогдашних звезд погасли очень быстро, и сейчас, кроме знатоков, никто не вспомнит их названия, но в 1964 году Америку и Европу охватила настоящая "англомания". Кроме "Битлов" и "Роллингов" на этой волне поднялись "Animals", "Yardbirds", "The Who", "Kinks". "Роллинг Стоунз" начинают свое первое турне по Америке. Здесь их уже знают, и в Нью-Йорке группу встречают толпы поклонников. Но провинция не проявляет особого интереса к "самой американской из английских групп". Кейт Ричардс: "Мы получили хорошую школу. Где-нибудь в Оклахоме на стадион приходило человек 800, и ты должен отыграть перед ними свои полтора часа. Два месяца мы играли перед практически пустыми залами, "Музыканты вернулись домой разочарованными. Но Олдхэм уговорил их, и в этом же году группа едет в Америку второй раз. Теперь они "попадают в струю", в тех же городах, в тех же залах аншлаг за аншлагом. Газеты начинают серьезно спорить, затмят ли "Роллинги" славу ливерпульской четверки. Впрочем, сами группы не обращают внимания на эти пересуды и поддерживают вполне дружеские отношения. Еще в 1963 году первой песней "Роллингов", вошедшей в британские хит-парады, стала "I Wanna Be Your Man", которую подарили "Камням" Леннон и Маккартни. Позже, в конце 60-х, они подпоют своим "друзьям-соперникам" в песне "We Love You", а Мик Джаггер примет участие в записи знаменитой "All You Need Is Love". В 1968 году Леннон и Ричардс даже выйдут на сцену в составе одной группы, но это будет позже, а пока на смену 1964 году приходит 1965.



Стр. 56-58

Стр. 56

Стр. 57

Стр. 58




ПЛОДЫ УСПЕХА

"Роллинг Стоунз" выпускают целых три альбома "12-5" (12 песен-5 человек), "Out Of Our Heads", "Rolling Stones Now!", которые уже состоят из песен Джаггера-Ричардса и не только входят в хит-парады, но и занимают в чартах первые места. Тогда же Кейт Ричардс сочиняет самый, пожалуй, известный гитарный рифф в истории рок-музыки: "Я проснулся среди ночи, схватил гитару и записал этот рифф на магнитофон, когда я послушал его утром, - на кассете было 15 секунд музыки и 45 минут моего храпа". Так появилось на свет "Satisfaction" ("Удовлетворение") - одна из самых знаменитых песен "Роллинг Стоунз". "Я не могу получить удовлетворения", - кричал со сцены Мик Джаггер, а дотошные журналисты выпытывали на пресс-конференциях: "Простите, мистер Джаггер, какое именно удовлетворение Вы имеете в виду?" И вопрос этот был очень уместен. Слава об амурных похождениях "Роллингов" едва ли не превосходила их славу музыкантов. Журналисты устраивали целые облавы, и когда им удавалось застигнуть кого-нибудь из пятерки в компании девиц, особенно в каком-нибудь укромном месте, в не очень приличном виде, газеты трубили об этом как о главной новости дня. В газетах даже велись подсчеты: у кого из музыкантов больше девушек. В этом неофициальном чемпионате победил, как ни странно, невзрачный Билл Уаймен. "Он просто менее разборчив", - цинично заметил Джаггер. Пухлые, чувственные губы Мика стали новым секс-символом эпохи. Молоденькие миллионерши по обе стороны океана отвалили бы полсостояния, лишь бы увидеть эти губы у себя на рауте, а еще лучше - у себя в спальне.

А Джаггер в перерывах между мелкими интрижками крутил роман с одной из роковых женщин десятилетия, богемной певицей Марианн Фэйтфулл. Ее трудно было назвать красавицей, но она обладала выразительной внешностью и создавала вокруг атмосферу отстраненности от мира и его суеты. Правда атмосферу эту создавали в основном наркотики, которые фэйтфулл в изобилии потребляла. Постепенно это увлечение захватило и "Роллингов". В середине шестидесятых наркотики не считались у музыкантов чем-то смертельно опасным, это был еще один источник вдохновения, немножко запретный, но тем более желанный. Пристрастие к "дури" даже не очень стремились скрыть, тем более что при постоянном интересе прессы это было нелегко сделать. "Роллинги" расслаблялись не только с помощью наркотиков, но и алкоголя. Кейт Ричардс вообще появлялся на люди только с неизменной бутылкой виски "Jack Daniels" в руках.

Английское "приличное" общество не могло простить "Роллинг Стоунз" таких пристрастий. Разразился скандал. Во время полицейского обыска Джаггера обнаруживают в компании двух абсолютно голых, изрядно пьяных девиц "крайне сомнительного вида". Кроме того, у Мика обнаружены наркотики. Музыканту угрожает несколько лет тюремного заключения. Правда, эта "отсидка" используется в рекламных целях. При большом скоплении журналистов "подозреваемому Джаггеру" в КПЗ доставляются роскошные обеды из лучших ресторанов Лондона. А сам "подозреваемый" охотно дурачится перед фото- и телекамерами.

С большим трудом скандал удается замять, в газетах появляется статья "Бабочка на колесе", где Джаггер, да и все музыканты выставляются жертвами травли со стороны государства и злобных газетчиков. Вскоре главный "камень" получает полгода тюремного заключения условно и, после публичного покаяния, выходит на свободу, уплатив огромный залог. Но теперь "Роллинг Стоунз" не спускают ничего. Во время трансляции популярного телешоу Эда Салливена в США группу вынуждают изменить текст песни, и вместо "Разреши провести эту ночь вместе" Джаггер поет "Разреши провести это время вместе". Текст песни подвергается безжалостной цензуре, в самых "фривольных" местах телезрители вместо слов слышат только помехи и невнятный шум. Группа неожиданно оказывается в положении "отверженных", и, хотя пластинки прекрасно продаются, а концерты вызывают истерику и давку, группа в глазах общества превращается из всеобщих любимчиков-шалунов в "скандалистов, которые только и ищут чем еще эпатировать публику". И тогда, в 1967 году, "Роллинг Стоунз" записывают песню "2000 Lights Years From Home", где просят прощения и понимания: Ведь "это так одиноко лететь в двух тысячах световых лет от дома". С этого момента музыка группы начинает меняться.



Стр. 59-61

Стр. 59. Листая старые страницы

Стр. 60

Стр. 61




РЕВОЛЮЦИЯ ЦВЕТОВ

Теперь звучание "Роллингов" - это психоделический рок с блюзовой основой. Новые идеи, зародившиеся в Калифорнии, распространяются по всему миру, начинается "революция цветов". Улицы европейских и американских городов заполняют молодые люди в экстравагантных одеждах, с длинными немытыми волосами. В моду входит все восточное, и "Роллинг Стоунз", не проявлявшие до сих пор особого интереса к религии, неожиданно увлекаются учением новоявленного гуру Махариши и даже посещают Индию для занятий духовной практикой. Особенно усердствует в религиозных исканиях Брайан Джонс, не забывая при этом регулярно употреблять ЛСД и другие наркотики. Экзотические наряды того времени "Роллинг Стоунз" закупали в лавках старьевщиков на модных лондонских улицах: Портобелло-роуд и Карнаби-стрит. Подруга Джонса, Анита Палленберг, вспоминает: "Мы шли по модным магазинам, где специально для нас откладывали самые экстравагантные наряды, потом, через несколько дней, я и Брайан менялись купленными тряпками. Однажды мы даже ездили в Марокко за коврами и всякими арабскими штучками". О внешнем виде "Роллинг Стоунз" в этот период можно получить представление, взглянув на обложку пластинки "По заказу их сатанинских величеств". Этот диск 1967 года часто сравнивают с битловским "Сержантом Пеппером". Сравнения вызваны сильным сходством обложек и общим психоделическим настроением. Вся атмосфера этой эпохи напоминала наркотический сон и карнавал одновременно. Одним из самых знаменитых аттракционов карнавала стал "Рок-н-ролльный цирк", придуманный Миком Джаггером в 1968 году. Он собрал под свой полотняный шатер всех идолов рока. Именно в этом цирке выступила группа, состав которой, был, наверное, самым "звездным" за всю прошедшую и будущую историю поп-музыки. На гитаре играл Джон Леннон, вторая гитара оказалась в руках у Эрика Клэптона, бас достался Кейту Ричардсу, а за ударной установкой восседал Митч Митчелл из группы Джими Хендрикса.

Но все это веселье хипповой эпохи дорого стоило участникам карнавала. Брайан Джонс все дальше и дальше уходил в наркотические джунгли. На концертах он еле держался на ногах и с трудом попадал по струнам, на сцену его выводили едва ли не под руки. Непрерывные гастроли довели Мика Джаггера до нервного истощения, и он провел целый месяц в больнице. Напряжение внутри группы достигло предела, на концертах "Роллинги" так выматываются, что часто уходят со сЦены посреди выступления, даже на доиграв песни до конца. И тем не менее, в конце шестидесятых группа записывает два великолепных альбома: "Beggars Banquet" и "Let It Bleed". Первая песня с "Банкета нищих" - "Симпатия к дьяволу" - станет для группы зловещим символом, символом краха хиппизма конца шестидесятых, поражения "революции цветов".


ИГРЫ С ДЬЯВОЛОМ

Летом 1969 года погибает Брайан Джонс. Его тело находят на дне бассейна около собственного дома, ходят слухи о самоубийстве, но на самом деле причина смерти - наркотики. На похороны Джонса из всех "Роллингов" приехал только Уайман. Брайан, не писавший ни музыки, ни текстов песен, не слишком заметный во время выступлений, был тем не менее лидером группы, ее "стержнем", объединявшим вокруг себя всех остальных "Роллингов". Теперь, когда этот стержень исчез, музыканты напуганы и растеряны. Джонса срочно заменяют на Мика Тейлора, гитариста из группы Джона Майалла. Чтобы исправить тягостное впечатление, "Роллинг Стоунз" дают согласие на участие в фестивале "Алтамонта Спидвэй", Такие бесплатные фестивали под открытым небом, собирающие многотысячные толпы, пооводились в конце шестидесятых регулярно. Раньше "Роллинги" посещали такие фестивали в качестве зрителей, и вот теперь, в начале августа 1969 года, они должны выступить в Алтамонте, В окрестностях этого города собрались сотни тысяч зрителей, все дороги на многие километры были забиты автомобилями. Поддерживать порядок на фестивале пригласили "Ангелов Ада", моторизованную группировку из Калифорнии, члены которой щеголяли в фашистских фуражках и были известны своей жестокостью по всей Америке. Фестиваль начался днем, и сразу же перед сценой завязалась драка. "Ангелы" с помощью мордобоя пытались оттеснить слишком ретивых зрителей. Во время выступления группы "Джефферсон Эйрплейн" драка переносится на сцену, музыкантам, пытающимся разнять бойцов, тоже достается. Гитариста Мартина Валина прямо со сцены отправляют в больницу, но фестиваль все равно продолжается. "Роллинг Стоунз" играют последними, поздним вечером; чтобы добраться до сцены, им приходится использовать вертолет. Сразу же после начала концерта "Ангелы Ада" снова затевают потасовку. Мик Джаггер останавливает концерт и обращается к дерущимся: "Братья и сестры! Не надо сражаться, нужно любить!" Его голос дрожит от волнения и страха. Во время исполнения "Симпатии к дьяволу" драка возобновляется, и на глазах музыкантов, прямо перед сценой, "Ангелы Ада" насмерть забивают негра. Из-за страшной давки к нему не могут доставить врача, а "Роллинг Стоунз", по требованию публики, вынуждены играть дальше...

Кейт Ричардс вспоминает: "Это самое ужасное, что было в моей жизни: ты видишь, как все происходит, и ничего не можешь сделать. Как жертвенное заклание агнца и толпа, как огромная амеба. Прошло несколько месяцев, прежде чем мы ясно поняли, что же произошло".

После Алтамонты "Роллинги" не выходили на сцену пять лет и до 1971 года не выпустили ни одной пластинки. "Мне казалось, я никогда не смогу больше выступать живьем, этот парень постоянно стоял у меня перед глазами, ведь мы тоже виноваты, что он погиб", - говорил Мик Джаггер.



Стр. 62-64

Стр. 62

Стр. 63

Стр. 64




СЕМИДЕСЯТЫЕ

Наконец, после двухгодового перерыва, выходит новый альбом: "Sticky Fingers". Для записи этой пластинки "Роллинг Стоунз" "наконец-то научились играть". И все же для исполнения особо трудных гитарных партий "Роллинги" приглашают виртуоза гитары Рая Кудера. Выход пластинки вызвал целую серию скандалов. Песня "Коричневый сахар" достаточно прозрачно намекала на близкое знакомство музыкантов с героином. А другая называлась просто "Сестра Морфий". Масла в огонь подлил Рай Кудер, заявивший, что песню "Сестра Морфий" написал он, а "Роллинг Стоунз" - обыкновенные плагиаторы.

К созданию этого диска приложил руку и "отец поп-арта", знаменитый Энди Уорхол. Он придумал дизайн обложки, поместив на нее изображение джинсов, в которые была вшита настоящая застежка-"молния". Расстегнув ее, можно было вынуть вкладку, на которой были изображены... трусы. Тогда же Уорхол создает мимоходом фирменный знак "Роллинг Стоунз" - пухлые губы и огромный высунутый язык. "Мик как-то пришел ко мне и попросил нарисовать какой-нибудь значок для их новой фирмы грамзаписи. Если вы хоть раз его видели, у вас просто не могло возникнуть другой мысли."

Следом за "Липкими Пальцами" выходит двойник "Exile On Main Street". Этот альбом получил самые высокие оценки критиков, в большинстве опросов он входит в первую пятерку лучших пластинок рок-музыки. При этом широкая публика приняла альбом достаточно спокойно. "Он слишком американский... даже для самой Америки". "Изгнанники на главной улице" - это своего рода исследование задворок американской провинции. Эту тему "Роллинги" развивали достаточно долго, со свойственным им черным юмором и цинизмом. После этого, в 1973 году, они варят "Суп из козлиной головы". На этой пластинке записана песня, которую знают даже те, кто о "Роллинг Стоунз" и слыхом не слыхивал. Речь, естественно, идет об "Angie", эта трогательная баллада почти спасла альбом, который трудно назвать удачным.

К этому времени группа превратилась в огромную империю, на гербе которой пухлые губы и язык Мика Джаггера. Музыканты становятся одними из самых богатых людей Англии. Их состояние превышает сотни миллионов долларов, а предприимчивые дельцы стригут купоны изготовляя майки, куртки, значки и сотни других сувениров, прославляющих Великих "Роллинг Стоунз".

Впрочем, сами "плохие" парни оказались совсем неплохими бизнесменами. Недаром же Джаггер едва не стал специалистом в области экономики. И как символ новой империи выглядела обложка следующей пластинки "Роллингов", иронично названная "Это всего лишь рок-н-ролл". Вчерашние бунтари с величественной осанкой спускаются по роскошной дворцовой лестнице и благодарные подданные приветствуют их. Раскрутка этого альбома едва не стоила жизни Чарли Уоттсу. Во время записи видеоклипа на заглавную песню группу должна была заливать белая пена, сначала по колено, потом по пояс, а музыканты, одетые в матросские костюмчики, продолжали играть... Пена должна была дойти до горла Джаггеру, и никто не подумал, что Чарли Уоттс, ударник, сидит, и поэтому горло у него пониже. После съемок его еле живого достали из белой пены, а песня сразу же вошла во все хит-парады. В этом же 1974 году взамен Тейлора вторым гитаристом приглашают Рона Вуда из группы "Faces". Видимо, Тейлор с белокурой, ангельской внешностью не слишком вписывался в компанию "плохих парней". А вот Рон Вуд своей кривой, хищной ухмылкой довел бунтарский образ "Роллинг Стоунз" до совершенства.

После "It's only Rock-n-Roll" "Роллинг стоунз" выпускают альбомы "Black and Blue" (1976) и "Some Girls" (1978), в которых прослеживается "новое черное влияние". Но это не просто блюзовая "подкладка", в музыке группы заметны отзвуки этнических африканских ритмов. И хотя студийные пластинки второй половины семидесятых никак не назовешь провальными, "Роллинги" постепенно теряют популярность. В рок-музыке снова "меняются времена". С одной стороны, стремительно набирает силу диско, бессмысленная "музыка для ног", с другой - молодые парни из бедных кварталов выбривают себе полголовы, красят остаток волос в красный цвет, играют на гитарах, не зная и трех аккордов, и гордо называют себя "панками". "Роллинг Стоунз" оказываются вчерашним днем рок-н-ролла. Миллионы преданных поклонников по-прежнему верны своим идолам. Мик поет все те же песни своими знаменитыми пухлыми губами, но музыканты чувствуют, что почва уходит у них из под ног. Ощущение внутренней неустроенности стало очень заметным на концертном двойном альбоме "Love You Live", вышедшем в 1977 году. На трех сторонах "Роллинги" играют насколько возможно агрессивно, а на четвертой записывают только классические блюзы (ту музыку, которая питала все их творчество). Новая волна выбила из колеи не только "Роллинг Стоунз", арт-рок и хард-рок тоже переживают кризис. На сцену выходят музыканты, которые годятся "суперзвездам" едва ли не в дети. Разыгрывать роль бунтарей становится все трудней. С одной стороны, нелегко высмеивать язвы общества и ругаться со сцены на бездушие капиталистов, имея сотни миллионов состояния и замки по всей Европе, с другой - высказать столько похабщины и вести себя так же агрессивно, как "Секс Пистолз", "Роллинги" просто не могут, да и не умеют. Их прежние скандальные выходки выглядят теперь милым чудачеством. И вот, через 15 лет успешной карьеры, группа попадает в заложники своего прежнего успеха, успеха, принесшего обожание миллионов и миллионы на счета в надежных банках. Теперь "роллингам" приходится расплачиваться. Их новые альбомы и синглы как и раньше приносят громадные прибыли, занимают высокие места в хитпарадах, Джаггер и Ричардс пишут прекрасные песни, но "камешки", ставшие скалой, уже дали трещину.


РАЗВАЛ-СХОЖДЕНИЯ

В группе начинаются ссоры, особенно усердствуют в ругани Джаггер и Ричардс. Немалую роль в кризисе сыграли различные устремления лидеров "Роллинг Стоунз" - Мика и Кейта. Если Джаггер больше тяготел к прямому року и поп-музыке, то Ричардс был убежденным блюз-гитаристом. После . альбома "Undercover", вышедшего в 1983 году, "Роллинг Стоунз" фактически распадаются. Кейт Ричардс считает, что во многом были виноваты газетчики: "Они создали бурю в стакане воды: в газетах писали такие статьи, как будто мы доносим друг на друга. Все журналисты только подливали масла в огонь, и без них все прошло бы мягче и спокойней".

Но, тем не менее, факт остается фактом: в середине восьмидесятых музыканты "Роллинг Стоунз" начали полновесную сольную карьеру. Кейт Ричард и Рон Вуд собирают блюзовую группу и активно выступают с живым блюзовым звуком. Но не для того, чтобы делать деньги, а просто так, для собственного удовольствия. Сольным проектом занимается и Билл Уаймен. Его сольный сингл попадает в британские хит-парады. Мик Джаггер записывает два альбома: "She's а Boss" и "Primitive Cool", собирает аккомпанирующий состав и отправляется в мировое турне, пожинать плоды собственного успеха. В некоторых странах его выступления были более удачными, чем концерты "Роллинг Стоунз". В 1985 году Джаггер снова врывается на вершины хит-парадов. Со своим старым приятелем David'oм Bowie они записывают версию старого хита "Dancing on the streets". Клип, снятый за пять с половиной часов и обошедший весь мир, принес Джаггеру славу, которой он не видел последние десять лет. Первое место в хит-парадах Англии, седьмое в США.

Но старая дружба оказалась сильнее новых ссор, и, удовлетворив личные амбиции, в 1986 году группа собирается в прежнем составе для записи альбома. Новая пластинка получила название "Dirty Works" ("Грязные делишки"). Наконец-то "Роллинги" сумели перерасти свой собственный "подростковый" имидж, Они больше не пытаются шокировать и дразнить обывателя, взрослые люди говорят со взрослыми людьми, и разговор этот крайне невесел. "Неужели ты не видишь, что это проходит жизнь, твоя жизнь", - шепчет Мик, его голос срывается, но этот шепот слышнее, чем все его истеричные вопли предыдущих 10 лет. Похоже, что разрыв помог "Роллингам" вырваться из того мира, который они придумали для себя, помог им почувствовать себя взрослыми. После успеха "Dirty Works" музыканты снова возвращаются к своим сольным проектам.

Следующий альбом группы - "Steel Wheels" - появляется только через три года. Эта пластинка не обманывает ожиданий поклонников. Плотная, энергичная музыка, голос Джаггера, которому не повредили годы, небрежные и немного грязные гитары, короче, настоящее звучание "Роллинг Стоунз". После выхода альбома группа отправляется в мировое турне - "Urban Jungle Tour". И объехав весь мир, впервые попадает в Восточную Европу (слава Богу, железный занавес уже рухнул). "Роллинг Стоунз" дают концерты в Праге, где их лично приветствует президент Чехии Вацлав Гавел, а выступление группы становится чуть ли не национальным праздником. После мирового тура выходит концертйый альбом "Flashpoint", а музыканты снова расходятся, возвращаясь к своим делам. Мик Джаггер наконец-то оформил брак с известной манекенщицей Джерри Холл. Их роман продолжался больше 10 лет. И вот, уже имея двоих детей, они становятся мужем и женой. Вся церемония происходила в Швейцарии и выглядела достаточно скромно. Присутствовали только ближайшие родственники и друзья. Родители Мика были слегка разочарованы: "Я все-таки надеюсь, что мой сын образумится и устроится на работу, хотя бы агентом по недвижимости", - пожаловалась журналистам мадам Джаггер. Но сын не послушал старую маму. И уехал с женой и детьми на свой собственный остров в Карибском море. Этот остров он приобрел по случаю, узнав, что соседний кусочек суши прикупил его приятель Дэвид Боуи. Здесь Джаггер построил себе маленький домик с фонтаном во внутреннем дворе.

А в это время Кейт Ричардс собрал новую блюзовую группу, выпустил пластинку и активно выступал с самыми разными музыкантами. Чарли Уоттс, который еще в 80-е с удовольствием играл в джазовом оркестре, записал неожиданную пластинку, посвященную памяти Чарли Паркера. Джаггер не только грелся на солнышке, но и продолжал свою сольную карьеру. Его пластинка "Wandering Spirit" полупила хорошие оценки критиков. С музыкальной точки зрения она сильно напоминала пластинки "Роллингов" середины 70-х: трогательные, медленные баллады и энергичные рок-н-роллы смешиваются в равных пропорциях, добавляется пара хитов - и полученный коктейль просто обречен на попадание в хит-парады...



Стр. 65-67

Стр. 65

Стр. 66

Стр. 67




ИХ ОСТАЕТСЯ ЧЕТВЕРО, НО ОНИ ОСТАЮТСЯ

В 1994 году, перед очередным воссоединением, о выходе из "Роллинг Стоунз" заявляет Билл Уаймен. "В пятьдесят восемь лет пора бы уже подумать и об отдыхе", - так прокомментировал свое решение старейший из "катящихся камней". А "осиротевшие" музыканты отправились на остров в Карибском море, где их уже ждала современная студия. Здесь и был записан последний альбом "Роллинг Стоунз" - "Voodoo Lounge". Теплым солнечным деньком, летом 1994 года, на палубе старенького парохода четыре "роллинга" устроили пресс-конференцию, посвященную выходу пластинки. На них уже в тысячный раз посыпались обвинения в оккультизме и заигрывании с темными силами зла. Но все оказалось гораздо проще. Название альбома не имело никакого отношения к зловещему африканскому культу. "Вуду" - это просто имя собачки, которая жила во время записи альбома. Пластинка получилась достаточно мягкой, на ней много очень красивых баллад, а в качестве солирующего музыканта впервые выступил Чарли Уоттс. Группа отправилась в мировое турне, и Мик Джаггер снова принялся дурачиться и корчить рожи, Ричардс и Вуд изображают крутых парней, и только Чарли Уоттс спокоен и невозмутим. Концерты группы вызывают чувство близкое к умилению: "Надо же, сколько лет уже прошло, а они все еще играют". И надо сказать, что играют неплохо. Два часа высококлассного шоу - и это когда тебе уже перевалило за пятьдесят - неплохой результат. Впрочем, чтобы добиться подобного долголетия, "Роллингам" приходится отказаться от бунтарской атрибутики: так, Джаггер пьет исключительно минеральную воду, Ричардс расстался с наркотиками, самый крепкий напиток для него - это пиво, и все они являют собой прямо-таки символ здорового образа жизни, супружеской верности и респектабельности. Зачем это нужно? Неужели не надоело тридцать лет подряд выходить на сцену и жаловаться детям своих прежних поклонников, что ты не можешь получить удовлетворения, но ты стараешься, стараешься, стараешься... И тем не менее, "Роллинг Стоунз" совершенно не намерены прекращать карьеру: "Пока живы я, Мик и Чарли - "Роллинг Стоунз" будут играть", - утверждает Кейт Ричардс. Раньше, в шестидесятых, он как-то обронил: "Я хотел бы умереть на сцене, так, чтобы гитару закоротило, и меня убило током". Сегодня никто из "Роллингов" не рвется в лучший мир, им весело и здесь, у них очень хорошее место в жизни: ведь "Роллинг Стоунз" - это и есть рок-музыка. А возраст... "о возрасте я забываю, как только выхожу на сцену, и очень надеюсь, что зрители не думают: "Ну когда же этот старый козел грохнется в обморок и перестанет блеять".

КОНЕЦ

Автор:
Бела Лугози

Опубликовано:
18 февраля 2016 г.



КУДА КАТЯТСЯ "КАМНИ". ГАЗЕТА "СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА" 1976 ГОД.

"РОЛЛИНГ СТОУНЗ" - ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА
Газета "За рубежом", дата публикации неизвестна

СПУСТЯ СЕМЬ ЛЕТ «СТОУНЗ» СНОВА В ПУТИ!
Журнал "OK. Metal Hammer", ноябрь 1989 г.

"РОЛЛИНГ СТОУНЗ" В ЧЕХОСЛОВАКИИ
Журнал "Ровесник", январь, 1991 г.

МАЙК ДЖЕГГЕР: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ. ГАЗЕТА "ЗНАМЯ ЮНОСТИ". 18.12.1985 г.

КАК ЖАЛЬ, ЧТО ЕЛЬЦИН НЕ БЫЛ ХИППИ. ГАЗЕТА "МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ". 1994 г.

РОЛЛИНГ СТОУНЗ - ПОСЛЕДНИЕ ГАСТРОЛИ?
Журнал "O! Magazine", ноябрь 1995 года

ВЕСНА. "РОЛЛИНГ СТОУНЗ" ПОТЯНУЛИСЬ В СТУДИЮ
Газета "Московский бит", №5 апрель 1997 г.

THE ROLLING STONES - БРОДЯГИ ИЗ ЛОНДОНА


Как заработать на продаже уникального контента


Вернуться в THE ROLLING STONES

Вернуться в ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА