ЭДГАР АЛЛАН ПО
Биографии Великих Писателей

Эдгар Аллан По

Альманах «Биографический Справочник»
№ 11, ноябрь, 2011 г.


Эрнст Неизвестный

ЭДГАР АЛЛАН ПО:
ГЕНИЙ, ВОСПЕВШИЙ РОМАНТИКУ ЗАГАДКИ


Эдгар Аллан По (Edgar Allan Poe; родился 19 января 1809 года, умер 7 октября 1849 года) - американский писатель, поэт, литературный критик и редактор, является представителем американского романтизма, предтечей символизма и декадентства. Наибольшую известность получил за свои «мрачные» рассказы (был одним из первых американских писателей, кто создавал свои произведения в виде коротких рассказов). Создатель формы современного детектива. Творчество Эдгара По способствовало появлению жанра научной фантастики.

Биография .
Эдгар Аллан По - великий американский писатель Эдгар Аллан По родился 19 января 1809 года в Бостоне, США. Его родители, актёры бродячей труппы, умерли, когда Эдгару было всего три года. Мать Эдгара, Элизабет Арнольд По, была англичанкой. Отец Эдгара, Дэвид По (1784-1811), - был американцем ирландского происхождения. Мальчика принял и усыновил зажиточный купец из Виргинии Джон Аллан.


Детство Эдгара прошло в обстановке достаточно богатой. Алланы не жалели средств на его воспитание, и хотя порой дела их шли неудачно (были случаи, когда им даже грозило банкротство), мальчик этого не чувствовал: его одевали «как принца», у него была своя лошадь, свои собаки. Когда Эдгару было шесть лет, Алланы поехали в Англию и отдали мальчика в дорогой пансион в Лондоне, где он проучился пять лет. По возвращении Алланов в 1820 году в США Эдгар поступил в колледж, который окончил в 1826 году. Заканчивать образование Эдгара отправили в университет в Ричмонде, тогда только что основанный.

Эдгар развился рано: в пять лет он читал, рисовал, писал, декламировал, ездил верхом. В школе он хорошо учился, приобрёл большой запас знаний по литературе, особенно английской и латинской, по всеобщей истории, по математике, по некоторым отраслям естествознания, таким как астрономия, физика. Физически Эдгар был силён, участвовал во всех шалостях товарищей, а в университете - во всех их кутежах. Характер будущего поэта с детства был неровный, страстный, порывистый. В его поведении отмечали много странного. С ранних лет Эдгар писал стихи, увлекался фантастическими планами, любил производить психологические опыты над собой и другими. Сознавая своё превосходство, он давал другим это чувствовать.

Жизнь в богатстве кончилась для Эдгара, когда ему не было и полных 17 лет. В университете он пробыл всего год. Осенью 1826 года произошел разрыв между Джоном Алланом и его приёмным сыном. Кто был «виноват», теперь выяснить трудно. Есть свидетельства, неблагоприятные для Эдгара. Например, подтверждено, что он подделал векселя с подписью Джона Аллана, что однажды, пьяный, наговорил ему грубостей, замахнулся на него палкой и т. п. С другой стороны, неизвестно, что терпел гениальный юноша от разбогатевшего покровителя (Джон Аллан получил неожиданное наследство, превратившее его уже в миллионера), чуждого вопросам искусства и поэзии. По-видимому, искренне любила Эдгара только госпожа Аллан, а её муж давно уже был недоволен эксцентричным приёмышем. Поводом к ссоре послужило то, что Аллан отказался заплатить карточные долги Эдгара. Юноша считал их «долгами чести» и не видел иного исхода для спасения этой «чести», как покинуть богатый дом, где воспитывался.

Молодость .
Место службы По - бостонский Форт НезависимостиДля Эдгара По началась скитальческая жизнь. Покинув дом Алланов, он поехал в родной Бостон, где под псевдонимом «Бостонец» напечатал сборник стихов «Тамерлан и другие стихотворения», так и не вышедший в свет. Это издание, вероятно, поглотило все сбережения юноши. Не имея приюта, он решился на крутой шаг - и поступил солдатом в армию под вымышленным именем. Службу он нёс около года, был у начальства на хорошем счету и даже получил чин сержант-майора. В начале 1828 года поэт, однако, не выдержал своего положения и обратился к приёмному отцу, прося помощи, и, вероятно, выражал раскаяние. Джон Аллан, может быть по ходатайству жены, пожалел юношу, оплатил наём заместителя и выхлопотал Эдгару освобождение. Но, приехав в Ричмонд, Эдгар уже не застал своей покровительницы: госпожа Аллан умерла за несколько дней до того (28 февраля 1829 года).

Получив свободу, Эдгар По вновь обратился к поэзии. Он вновь побывал в Балтиморе и познакомился там со своими родственниками по отцу - с сестрой, бабушкой, дядей Георгом По и его сыном Нельсоном По. Последний мог познакомить Эдгара с редактором местной газеты, Уильямом Гвином. Через Гвина Эдгар получил возможность обратиться к видному тогда нью-йоркскому писателю Джону Нилу. И Гвину, и Нилу начинающий поэт представил на суд свои стихи. Отзыв, при всех оговорках, был самый благоприятный. Результатом было то, что в конце 1829 года в Балтиморе был вторично издан сборник стихов По под его именем, озаглавленный «Аль-Аарааф, Тамерлан и малые стихотворения». На этот раз книжка поступила в магазины и в редакции, но прошла незамеченной.

Между тем Джон Аллан настаивал, чтобы Эдгар закончил своё образование. Решено было, что он поступит в Военную академию в Вест-Пойнте. В марте 1830 года, по ходатайству Аллана, Эдгар всё же был принят в число студентов, хотя по возрасту не подходил. Его приёмный отец подписал за него обязательство отслужить в армии пять лет. Эдгар неохотно шёл в академию. Нормальным порядком покинуть её стены он не мог. С обычной горячностью он взялся за дело и сумел добиться, что в марте 1831 года его исключили. Этим юный поэт вновь вернул себе свободу, но, конечно, вновь рассорился с Джоном Алланом.

Литературное творчество Эдгара По Из Вест-Пойнта Эдгар По уехал в Нью-Йорк, где поспешил издать третий сборник стихов, названный, однако, «вторым изданием»: «Поэмы Эдгара А. По. Второе издание». Средства на издание собраны подпиской; подписались многие товарищи из академии, ожидающие, что найдут в книге те стихотворные памфлеты и эпиграммы на профессоров, которыми студент Аллан-По стал известен в школе. Но им пришлось разочароваться. Покупателей у книги, оценённой в два с половиной доллара, не нашлось.

В 1831 году ему пришлось обращаться к приёмному отцу, чтобы тот выдавал денежные пособия. Но они были крайне незначительны.

Эдгар По женился на тринадцатилетней кузине, Виргинии Клемм. Её ранняя смерть оказала влияние на некоторые произведения поэта.С осени 1831 по осень 1833 года - самый тяжёлый период для Эдгара По. Летом 1831 года Эдгар жил в Балтиморе у своей тётки г-жи Клемм - матери той Виргинии, которая позже стала женой поэта. С осени 1831 года его следы теряются. К концу этого периода Эдгар По дошёл до крайней нищеты. По женился в 1835 году на Виргинии Клемм. Ему было 27, ей 13.

Несомненно, что в эти годы молодой поэт много работал. Им был написан ряд новелл - лучших в раннем периоде его творчества. Осенью 1833 года балтиморский еженедельник объявил конкурс на лучший рассказ и лучшее стихотворение. Эдгар По послал шесть рассказов и отрывок в стихах «Колизей». Члены жюри единогласно признали лучшими и рассказ, и стихи Эдгара По. Однако, не считая возможным выдать две премии одному и тому же лицу, премировали только рассказ «Рукопись, найденная в бутылке» (англ. MS. Found in a Bottle), за который автору выдали сто долларов. Деньги подоспели вовремя. Автор буквально голодал.

В период с 1833 по 1840 годы автор выпускает много поэм и рассказов, работает в журналах «Southern Literary Messenger» в Ричмонде. В 1841-1843 годах жил с семьёй в предместье в Филадельфии и работал в журналах «Burton’s Gentleman’s Magazine» и «Graham’s Magazine». В Филадельфии Эдгар По также намеревался издавать собственный журнал «The Stylus» (или «The Penn»), но эта затея не удалась.

Однако вскоре его подстерегало серьёзное испытание. У Виргинии после пения лопнул кровеносный сосуд и она находилась при смерти (она была больна туберкулёзом). К тому же в 1846 году нью-йоркский журнал «Broadway Journal», с которым он сотрудничал, закрылся, и По утратил средства к существованию. Возобновилась бедственная жизнь.

Смерть Эдгара Аллана По.
Последние годы жизни Эдгара По, 1847-1849, были годами метаний, полубезумия, успехов, падений и постоянной клеветы. Виргиния, умирая, взяла клятву с г-жи Шью, подруги Эдгара, никогда не покидать его. Эдгар По пленялся женщинами, воображал, что влюблён, шла речь даже о женитьбе. В жизни он держал себя странно, однако успел издать ещё несколько гениальных произведений.

Но припадки алкоголизма Эдгара По становились всё мучительнее, нервозность возрастала почти до психического расстройства. Госпожа Шью сочла нужным устраниться из его жизни. Осенью 1849 года наступил конец. Полный химерических проектов, считая себя вновь женихом, Эдгар По в сентябре этого года с большим успехом читал в Ричмонде лекцию о «Поэтическом принципе». Из Ричмонда Эдгар По выехал, имея 1500 долларов в кармане. Что затем произошло, осталось тайной. По-видимому, его отравили наркотиком грабители: Эдгара По нашли в бессознательном состоянии, полностью раздетым, и ограбленным. Его привезли в больницу в Балтиморе, где он скончался 7 октября 1849 года.

Литературное творчество.
По начал свою литературную деятельность с поэзии, опубликовав ещё в 1827 году в Бостоне томик стихов «Al-Aaraaf, Tamerlane and other poems» («Аль-Аарааф, Тамерлан и другие стихотворения»). Как прозаик По выступил в 1833 году, написав «Рукопись, найденную в бутылке» («A manuscript found in a bottle»).

Творчество По находилось под влиянием романтизма, уже завершавшего свой путь на Западе. «Мрачная фантастика, постепенно исчезавшая из европейской литературы, вспыхнула ещё раз оригинально и ярко в „страшных рассказах“ По - то был эпилог романтизма» (Фриче). На творчество По оказали сильное влияние английские и немецкие романтики, особенно Гофман (недаром По увлекался немецкой литературой и идеалистической философией); ему родственен зловеще-мрачный оттенок гофмановских фантазий, хотя он и заявил о себе: «Ужас моих рассказов не от Германии, а от души». Слова Гофмана: «Жизнь - безумный кошмар, который преследует нас до тех пор, пока не бросит наконец в объятия смерти» выражают собой основную идею «страшных рассказов» По - идею, которая вместе со своеобразным стилем её выражения родилась уже в первых рассказах По и только углублялась, обрабатывалась с большим мастерством в его дальнейшем художественном творчестве.

Балтимор. Могила Эдгара По Он остался в истории поэзии и как художник, считавший поверхностной самую мысль, будто гений несовместим с мастерством, обретаемым упорной и вполне осознанной работой, так что в итоге самое тонкое переживание, самый неуловимый оттенок мысли оказываются доступны словесному воплощению, основывающемуся на точном расчете. Вдохновенная математика По отталкивала его литературных современников, они замечали только геометрию, но не находили в его стихах истинного чувства, которое придало бы произведению завершенность и высокий смысл. В 1845 году вышла самая значительная прижизненная книга По «Ворон и другие стихотворения». Рецензируя её, поэт Джеймс Рассел Лоуэлл заключает, что автор превосходно обтесал груду камней, которых хватило бы на впечатляющую пирамиду, но все они так и остались валяться перед площадкой для будущей постройки, не образовав хотя бы фундамента.

Безысходный ужас жизни, безраздельно господствующий над человеком мир как царство безумия, гибель и распад как предопределённый жестокой верховной силой удел человека - таково содержание «страшных рассказов» По. Смерть как проявление сверхъестественного (смерть прекрасной женщины в таинственной обстановке) - вот тема рассказа «Ligeia» («Лигейя», 1838), одного из лучших рассказов По. В нём поставлена проблема преодоления смерти, чудесного, загадочного воскресения Лигейи. В рассказе «Berenice» (Береника) отшельник-созерцатель Эгей проникся маниакальной идеей, что он должен обладать прекрасными зубами своей умирающей невесты Береники, и выламывает их, совершая это кощунство над мертвым телом. В других рассказах дана тема утраты возлюбленной («Eleonora», «Morella» и др.), возникшая задолго до смерти любимой жены По - Виргинии (ум. в 1847).

Проблема борьбы добра со злом, раздвоения психики, тяги человека к злу поставлена в рассказе о двойнике «William Wilson» (Вильям Вильсон), та же тяга к преступлению, злу и уничтожению характеризует героев рассказов «The Imp of the perverse» (Демон извращенности, 1845), «Metzengerstein» (Метценгерштейн), «The black cat» (Чёрный кот, 1843), «The tell-tale heart» (Сердце-обличитель, 1843) и другие. Метемпсихоз, передача мыслей на расстоянии, является темой рассказа «Сказка скалистых гор» и существенным компонентом одного из наиболее впечатляющих рассказов По - «The fall of the house of Usher» (Падение дома Ашеров). В древнем, мрачном, полном какой-то особой гнетущей атмосферы замке живёт последний его владелец - Родерик Ашер; с болезненно-нервной, изощрённой восприимчивостью он сквозь шум грозы слышит, как пытается вырваться из гроба заживо похороненная им в фамильном склепе сестра, но не в силах пойти и помочь ей - у него маниакальная «боязнь» ужаса. Сестра появляется в окровавленном саване, ужас убивает её брата, они оба умирают, и замок Ашер падает, разрушенный грозой. Родерик - по сути основной и единственный герой По, по-разному повторённый в других рассказах: это - нервный, болезненно-восприимчивый созерцатель, любящий редкие книги, отшельник, боящийся жизни; он так же условен, как и излюбленная героиня По - загадочная, таинственно-мудрая, угасающая прекрасная женщина. Герои По - во власти рока, предопределившего их гибель; они безвольны, в них нет силы для протеста против жизни, ощущаемой как кошмар и зло. Каждый из них - жертва какой-нибудь навязчивой идеи, они не живые люди с реальными чувствами и страстями, а отвлечённые фигуры, почти схемы, которым только исключительное мастерство художника придаёт жизненность.

По пытается преодолеть безволие своих героев: наделяя их силой мысли, он прославляет волю. Слова Джозефа Гленвилля: «Человек не уступил бы ангелам, ни самой смерти, если бы не слабость его воли», он поставил эпиграфом к «Лигейе». Но если самое неестественное и непостижимое, развиваясь со строгой логической последовательностью в рассказах По, заставляет читателя поверить в невероятное, то здесь мастерство По не помогло - герои его остались безвольны. По невнимателен к среднему человеческому характеру, к психологии и быту обыкновенного человека, его интересует только необычное, анормальное. С первой же строки произведения все элементы стиля - композиция, подбор слов, логика повествования - направлены на достижение определённого, заранее рассчитанного эффекта, поражающего читателя в кульминационном пункте рассказа, - недаром избираются такие ужасные моменты, как преждевременное погребение, замуровывание живьём и т. д.

Сверхъестественное у По - это рассудочно избранный путь для достижения эффекта. Эффектами же определено условное изображение героев у По, которое соответствует условному реализму его диких и безлюдных пейзажей («Свидание», «Лигейя», «Падение дома Ашеров» и другие). Гофман, например, в отличие от По, не избирает нарочито неестественного антуража средневековья - у него самые невероятные события совершаются в обычной обывательски-бюргерской обстановке. Характерна также любовь По к показу мира через вещи, драгоценности и т. д. - черта, которую унаследовал Уайльд.

Научно-фантастические рассказы По - «Приключение некоего Ганса Пфалля», «Небывалый аэростат», «Низвержение в Мальстрем», как и единственный его роман «The narrative of Arthur Gordon Pym of Nantucket» (Повесть о приключениях Артура Гордона Пима, 1838) - обнаруживают чрезвычайно большую изобретательность и обычное мастерство стиля; но фантазия По слишком слаба и бледна по сравнению с развитием реальной техники - она иногда сводится просто к логическому развёртыванию уже известных изобретений («Небывалый аэростат») или перечислению фактов («1002 сказка Шехерезады», 1845).

Наука для По - лишь средство проявления непостижимого, помогающее придать этому непостижимому (корабль, стареющий, как и его бессмертная команда, пучина, поглощающая корабли на Южном полюсе в «Манускрипте, найденном в бутылке», и пр.) большую долю вероятности благодаря использованию точных географических данных, химических рецептов, сведений о морском деле и т. д. Наука здесь играет декоративную роль, поскольку По стремится лишь к наукообразности и мистифицированию читателя, причём в научно-фантастических рассказах развёртывается та же тема неизбежной гибели героев. По, будучи в «страшных рассказах» и поэзии завершителем романтизма, оказал в области фантастики влияние на ряд западноевропейских писателей. От «Золотого жука» с поисками клада и криптограммами литература приходит к «Острову сокровищ» Стивенсона, от «Ганса Пфалля» - к «Путешествию на луну» Ж. Верна, к географической декоративности ряда романов и пр.

Эдгар По Склонность По к умозрительному анализу, к последовательно-логическому развёртыванию событий, даже невероятных, ярко проявилась в его детективных рассказах - «Убийство на улице Морг» (The Murders in the Rue Morgue, 1841), «Тайна Мари Роже» (The Mystery of Marie Roget, 1842) и «Похищенное письмо» (The Purloined Letter, 1845). Как и в научной фантастике, По старается придать своим детективным рассказам характер фактов, имевших место в действительности, вводя в повествование полицейские протоколы, точные даты, ссылки на периодическую прессу и т. д. Клубок противоречий, противоположных друг другу, запутанных фактов постепенно развязывается благодаря стройной системе логического анализа, перед которой бессильны любые загадки. Характерно, что мотив частной собственности, безраздельно доминирующий в буржуазном детективном жанре, не находит себе места в рассказах По. Также не занимают его вопросы морали, психологии преступника и преступления - его интересует лишь техническая сторона дела (один из его рассказов так и назван «Жульничество как одна из точных наук»), сюжетный узел загадки и подведение читателя к моменту разгадки, который выполняет роль кульминационного пункта «страшных рассказов». По в своих детективных рассказах пытался приблизиться к действительности, но вместо этого получилось бегство в область аналитической мысли. Его Дюпен - предтеча и конан-дойлевского Шерлока Холмса и честертоновского пастора Брауна, и Ниро Вульфа, и Эркюля Пуаро.

Особняком в творчестве По стоит его «Eureka» (Эврика, 1848), в которой он дал мистико-пантеистическую систему, изложив основы своей философии. При этом интересно отметить, что в этой поэме была изложена гипотеза Большого Взрыва, ставшая общепринятой теорией только в XX веке.

Следует отметить ряд критических статей По, боровшегося против буржуазной литературы Севера - против Лоуэлла, Лонгфелло и других.

Оценка творчества.
Оригинальность стиля По не нашла себе последователей в Америке. В то же время творчество По нашло отражение в поэзии французского символиста Бодлера, который переводит По, знакомит с ним Европу, и отсюда начинается влияние По на литературу декаданса и символизма - на Вилье де Лиль-Адама, Малларме, Метерлинка, Уайльда, русских символистов, а также писателей других направлений - Говарда Филлипса Лавкрафта, Эверса, Эдогава Рампо.

Французский поэт Шарль Бодлер, в творчестве которого принцип одновременности восприятия играет ведущую роль (неслучайно он очень любил творчество Эдгара По), писал: «Соединённые Штаты были для По лишь громадной тюрьмой, по которой он лихорадочно метался как существо, рождённое дышать в мире с более чистым воздухом, - чем громадным варварским загоном, освещаемым газом». А. Дж. Б. Шоу выразился так: «По не жил в Америке, он там умер».

Много внимания По уделяли русские декаденты («Ворон», перевод Д. Мережковского, в «Северном вестнике», 1890, №11; «Баллады и фантазии», «Таинственные рассказы», перевод К. Бальмонта, 1895; «Ворон», перевод В. Брюсова, в «Вопросах жизни», 1905, Ї 2). Особенно популярен был у декадентов размер «Ворона» (Бальмонт, Брюсов, «Алтея» В. Голикова).

Интересные факты.

Эдгар Аллан По, может быть, является автором мистификации, известной под именем «Криптограмм Бейла», содержание которых не разгадано до сих пор.

В честь Эдгара По назван кратер на Меркурии.

Каждый год, в день рождения Эдгара По, его могилу посещает тайный поклонник.

Роман «Черный трон» известного американского писателя-фантаста Роджера Желязны основан на фактах жизни По, а также там имеются многочисленные упоминания о его творчестве и героях, созданных По.

Музей Эдгара По в Балтиморе, в котором работает один-единственный сотрудник, из-за дефицита городского бюджета испытывает постоянные финансовые трудности и находится под угрозой закрытия.

В 1988 г. на альбоме Ainsi soit je... популярной французской певицы Милен Фармер, 3-м треком вышла песня «Allan» посвященная Эдгару Аллану По. Позднее в 1989 г. она была исполнена Фармер на её концертном турне и выпущена live-синглом.

На счету группы The Alan Parsons Project имеется альбом Tales of Mystery and Imagination (1976), посвященный жизни и творчеству Эдгара По.

Команда по американскому футболу "Baltimore Ravens" получила название в честь стихотворения Эдгара По "Ворон".

В песне группы The Beatles, I Am The Walrus (альбом Magical Mystery Tour) упоминается Эдгар По.

Американский писатель Эдгар Аллан По (1809-1849) прожил недолгую жизнь, но успел стать родоначальником многих жанров, получивших затем развитие в творчестве других писателей. И это считается бесспорным. Но среди его книг есть одна, которая долгое время вызывала самые противоречивые суждения. Вот о ней и пойдет речь.

Великий скептик Бернард Шоу как-то изрек: "Америка породила двух великих писателей - Эдгара По и Марка Твена". С той поры, как это было высказано, число американских классиков увеличилось, но никто не сомневается в том, что Эдгар Аллан По остается одним из крупнейших писателей Америки. Автор великолепных стихов (вспомним хотя бы бессмертного "Ворона") и готических рассказов, основоположник детективного жанра ("Убийство на улице Морг") и жанра научной фантастики ("Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфалля", "Низвержение в Мальстрем"), предвосхитивший в "Золотом жуке" "Остров сокровищ" Стивенсона, он прожил недолгую и нелегкую жизнь.

Мать Эдгара По Рано потерявшего родителей-актеров Эдгара усыновил купец Джон Аллан, один из богатейших людей штата Вирджиния. Детство будущего писателя прошло в роскоши, он получил классическое образование в Англии, в одном из лондонских пансионов, затем поступил в университет Вирджинии, где два экс-президента США, Джеймс Мэдисон и Джеймс Монро, экзаменовали студента и дали высокую оценку его знанию древних и современных языков. Но проучился Эдгар там только год, прославившись разгульным образом жизни, за что Джон Аллан, человек строгих нравов, лишил его материальной поддержки. Оставшись без средств, Эдгар поступил на военную службу и даже дослужился до старшего сержанта, но, измученный казарменной жизнью, попросил помощи у жены Аллана, искренне любившей беспутного приемыша. Аллан выкупил его из армии, поставив условие: Эдгар должен поступить в военную академию Вест-Пойнт. Но через год юношу исключают и оттуда. Разрыв с отчимом становится окончательным. Эдгар По начинает жизнь литературного поденщика: работает редактором и литературным критиком в журналах и газетах Ричмонда, Балтимора, Филадельфии, Нью-Йорка. Заработки его мизерны - труд журналиста в те времена оплачивался очень низко.

Первая книга Эдгара По - "Тамерлан и другие стихотворения" - вышла в 1827 году, вскоре после его ухода из университета. Напечатал ее за собственный счет тиражом в 50 экземпляров. Книга принесла автору одни убытки. До нашего времени дошло всего 12 экземпляров. И стоимость их на аукционах колоссальна! Знал бы об этом автор...

За "Тамерланом" появились новые сборники стихов и прозы, но доход они приносили более чем скромный. Эдгар хватался за любой, самый мелкий заработок, много болел... и много пил. В 1849 году, получив за публичную лекцию солидные (для него) деньги, он приехал в Балтимор - и исчез. Через несколько дней его нашли на уличной скамейке без сознания. Исследователи творчества По считают, что молодого человека опоили наркотиками и ограбили. А через несколько дней, 7 октября 1849 года, он умер от кровоизлияния в мозг.

Странное дело: хотя имя По было уже известно публике, при жизни не переиздали ни один его стихотворный или прозаический сборник. Но трижды - в 1839, 1840 и 1845 годах - издается подписанная им книга, до сих пор ставящая в тупик биографов писателя. Называется она "Первая книга конхиолога, или Система раковинных моллюсков, классифицированных специально для использования в школах". Это редкое издание время от времени появляется на аукционах: в 1995 году в Брауншвейге его цена достигла 2800 марок, а в 1999 году в Амстердаме - 5500 флоринов. Историю появления книги проследил американский зоолог и историк науки Стивен Джей Гоулд.

Все началось с того, что друг Эдгара По, натуралист Томас Уайатт, в 1838 году опубликовал обширный, богато иллюстрированный том о раковинах моллюсков (конхиология - наука, изучающая раковины). Стоила книга дорого - целых 8 долларов, большие по тем временам деньги, и расходилась медленно. Уайатт решил выпустить "облегченное", сокращенное и более дешевое издание с черно-белыми, а не цветными иллюстрациями. Но издатель книги Харпер резонно возразил, что после этого более дорогую книгу того же автора просто не станут покупать. И тогда они решили найти человека, который мог бы дать свое имя новой книге. Эдгар - бедняк, сломленный судьбой, крепко пьющий и в то же время достаточно известный, вполне подходил для этой роли. В итоге По получил "за имя" 50 долларов. Продавалась книга по 1 доллару 75 центов.

Эдгар По за работой Подписанное Эдгаром По издание неплохо послужило Уайатту. В XIX веке популяризаторы науки, подобные ему, существовали главным образом благодаря публичным лекциям в школах, клубах, кружках любителей книги, существовавших во всех городах востока США. Томас Уайатт был одним из таких странствующих лекторов. Поскольку плата за лекции оставалась небольшой, продажа сопутствующих теме книг была неплохим подспорьем. И Гоулд отмечает, что на принадлежащем ему экземпляре стоит рукописная запись: "Лекция, прочитанная перед юными леди Чарлстоунской женской семинарии".

Из-за своего неуживчивого и вспыльчивого характера Эдгар По нажил немало врагов, и в феврале 1847 года один из филадельфийских журналов обвинил его в плагиате. В письме к некоему Джорджу Эверету автор вынужден оправдываться, доказывая, что он сам написал книгу при консультации профессоров Уайатта и Мак-Мартри. Эдгар заверяет Эверета, что предисловие и введение написал именно он, что книга дополнена описаниями, сделанными Кювье, и что вообще все книги для школьников неизбежно компилятивны, а сам он стал "человеком заголовка", так как "мое имя было выбрано как наиболее известное".

Оценки многочисленных биографов Эдгара По колебались между понятиями "плагиат" и "халтура". Но дотошный исследователь Гоулд попытался посмотреть на эту историю с точки зрения зоолога и пришел к выводу: все далеко не так просто.

По мнению Гоулда, две страницы предисловия действительно написаны самим По. Следующие за ними четыре страницы введения в значительной степени заимствованы из английской книги капитана Томаса Брауна "Учебник конхиологии". Оттуда взяты также многие рисунки и описания раковин (сделанные, несомненно, Уайаттом). Международного издательского права в то время практически не существовало, и напечатанная в другом государстве книга могла быть "экспроприирована" без опасности преследования по закону. Следующие 10 страниц, "объяснение частей раковин", тоже почти полностью скопированы с книги Брауна; упрощена только терминология. Далее следует основная часть - 120 страниц, которая состоит из описаний родов моллюсков и списков видов каждого рода, несомненно, сделанных по образцу книги Уайатта (также немало заимствовавшего у капитана Брауна). Но отметим тот факт, что как Уайатт, так и капитан Браун при этом давали описания только раковин (впрочем, и Линней построил систему моллюсков именно по раковинам). Название самой науки "конхиология" происходит от греческого слова "конхос" - раковина. Зато в книге, подписанной Эдгаром По, даны описания не только раковин, а целых организмов моллюсков!

Вспомним письмо По издателю Эверету и слова, что он дополнил книгу описаниями Кювье. А именно Жорж Кювье, один из крупнейших биологов своего времени, создал сравнительную анатомию, провозгласив, что организм есть целостная система и ни одна его часть не может измениться, не вызвав изменения других. Прекрасно знавший французский язык (в отличие от Уайатта и Брауна), Эдгар По не только перевел описания строения моллюсков, сделанные Кювье, но в своем предисловии выделил ключевой момент, сопоставив новую науку малакологию, изучающую все биологические аспекты моллюсков, с конхиологией, ограничивающейся только описанием строения раковин. Кстати, различие лежит и в самих названиях этих наук: греческое "малакион" означает "моллюск". Конечно, в заглавии По сохранил традиционное в то время название "Конхиология", но по сути книга посвящена именно малакологии. На этом - серьезном - основании Гоулд пришел к следующему выводу: если можно согласиться, что в книге немало плагиата (возникшего с ведома "теневого" автора Уайатта), то назвать ее халтурой нельзя никак.

По не был биологом, но его живой ум, не отягощенный научными доктринами своего времени, дал ему возможность ухватить и воплотить в жизнь новую идею, поднять конхиологию от чисто описательной науки до подлинной биологии тем, что автор подчеркивал: и раковина и животное составляют единое целое.

Неудивительно, что современники, предъявившие Эдгару По обвинения в плагиате, не сумели оценить его вклада в науку. Странно, что потребовалось столько лет для реабилитации великого писателя.

Загадка смерти Эдгара По: от чего умер известный писатель?

Полубезумный господин в рваной одежде сидел в полицейском участке, трясся и таращился на стражей порядка. Те уже давным-давно выяснили его личность – перед ними был известный писатель Эдгар Алан По...

Приехавший врач отвез По в больницу, где тот провел четыре дня. Разум к писателю так и не вернулся. Он бредил, выкрикивал какие-то имена, его постоянно мучили судороги, он отказывался от пищи и воды, а спустя четыре дня умер.

Позор семьи
Родители Эдгара, Дэвид и Элизабет По, много лет болели чахоткой, которую подхватили во время странствий маленькой актерской труппы, где оба служили. Первым умер Дэвид, оставив свою больную, беременную будущим писателем жену одну, без гроша в кармане.


Приемные родители Э. А. По


Элизабет пережила мужа всего на три года. Однако маленькому Эдгару повезло. Вместо того чтобы отправиться в сиротский приют, он оказался в доме богатого предпринимателя Джона Алана. Жена промышленника иметь детей не могла и настолько полюбила симпатичного мальчика, жившего неподалеку, что после смерти Элизабет По уговорила мужа взять сироту под опеку.

Детство Эдгара было вполне благополучным. Проблемы начались в юности. Поступив в университет, По с головой окунулся в студенческую жизнь с ее бурными вечеринками. Но По страдал патологическим опьянением. Всего пара бокалов вина – и он полностью терял над собой контроль. Сколько раз он просыпался в совершенно незнакомых местах, не имея ни малейшего понятия о том, что делал накануне и кому наговорил грубостей. В довершение к этому По пристрастился к азартным играм и наделал долгов. Чтобы оплатить их, пришлось обратиться за помощью к приемному отцу, который не только отказался платить по счетам, но и выгнал Эдгара из дома. По отправился в Балтимор, чтобы найти родню покойных родителей, и вскоре поселился в доме своей тетки по отцовской линии Марии Клемм. Миссис Клемм давно овдовела и жила вдвоем со своей маленькой дочерью Вирджинией.

Пока смерть не разлучит нас
Чтобы не быть обузой своей новой семье, По устроился репортером в газету – к писанию рассказов он пристрастился еще во время учебы в университете. Впрочем, ни славы, ни больших денег это занятие не приносило, поэтому, чтобы свести концы с концами, Эдгар завербовался в армию.

Однако военного из него тоже не получилось – служба в армии показалась слишком тяжелой. Чтобы уволиться в запас, пришлось снова прибегнуть к помощи отчима, который согласился задействовать свои связи лишь в том случае, если Эдгар согласится поступить в военную академию в Вест-Пойнте. Там По снова не прижился – за пьянство и долги его исключили, и он опять оказался в доме Марии и Вирджинии Клемм.

Бюст Эдгара По Тогда-то он раз и навсегда решил посвятить себя писательству. Оказалось, что это единственное занятие, которое приносило ему удовлетворение и деньги – стихи и рассказы По понравились публике, и их начали издавать. Но главной радостью в жизни По были не литературные упражнения, а Вирджиния. Она захватила мысли По настолько, что он решился просить ее руки, несмотря на огромную разницу в возрасте – По было 27, а Вирджинии – всего 13!

Удивительно, но мать Вирджинии согласилась на этот брак – то ли боялась ранить чувства дочери, которая буквально обожала Эдгара, то ли решила, что брак – единственный способ превратить «постыдную связь» в «супружеские отношения».

Счастливая семейная жизнь закончилась спустя двенадцать лет – Вирджиния умерла от туберкулеза. По так и не оправился после смерти жены – трезвым его видели очень редко, а спал он прямо на кладбище, неподалеку от склепа, где похоронили Вирджинию. Он пережил ее всего на полтора месяца – По умер 7 октября 1849 года, ему было сорок лет.

Опухоль или похищение?
Тайна его смерти не разгадана до сих пор. Почему он оказался в чужой одежде и что потрясло его настолько, что он так и не пришел в себя? Некоторые исследователи считают, что причиной смерти Эдгара По был укус бешеной собаки: отказ от воды, судороги, галлюцинации и лихорадка – классические симптомы бешенства.

Согласно другой версии, причиной смерти могла быть опухоль мозга. В 1875 году тело Эдгара По было перезахоронено в более удобном для посетителей месте. По свидетельствам очевидцев, голова По «трещала, как погремушка».

Конечно же, сгнившие ткани мозга не могли издавать подобных звуков, а вот остатки кальцинированной опухоли – запросто.

Есть и еще одна теория. В тот день, когда По исчез, в Балтиморе были выборы. Чтобы обеспечить победу нужных кандидатов, бродяг похищали прямо на улицах, били, накачивали алкоголем и возили от участка к участку. Они голосовали вновь и вновь, а чтобы их не узнали как уже проголосовавших, похищенных переодевали в разную одежду. Принять пьяного По за бродягу было не сложно, а побои могли стать причиной черепно-мозговой травмы.

Есть и совсем простая версия – ограбление. Когда По садился в поезд, при нем была крупная сумма денег, которая впоследствии пропала. Впрочем, ни одна из этих теорий так и не получила веских доказательств.

БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЕЙ

ГЛАВНАЯ САЙТА