Параллель кумиру. Журнал Ровесник, № 2. Февраль, 1999 г

Рок-энциклопедия
Астрологический микроскоп Алексея Ваэнра
ДЖОРДЖ ХАРРИСОН

Журнал "Ровесник", № 2. Февраль, 1999 г.


Джордж Харрисон (George Harrison) - известный английский рок-музыкант, певец и композитор. В 1956-1970 гг. - участник ансамбля "Битлз". За Харрисоном "числится" несколько великолепных песен "Битлз" "If I Needed Someone" из альбома "Rubber Soul"; "Taxman" and "Love You To" из "Revolver"; "Within You, Without You" из "Sgt. Pepper" и "While My Guitar Gently Weeps", записанная для "Белого альбома". После распада "Битлз" Харрисон продолжал играть с рок-музыкантами своего поколения - Клэптоном, Линном, Петти, Диланом (проект Travelling Wilburys), организовывал концерты в помощь голодающим в Бангладеш, продюсировал фильмы. В конце шестидесятых уехал в Индию. Он отправился туда со своей первой женой для знакомства с музыкантом Рави Шанкаром. Там научился играть на ситаре и вскоре сделал этот индийский инструмент частью арсенала мировой рок-музыки. Впервые ситар Харрисона прозвучал в 1965 году в альбоме Rubber Soul. В 1978 году он женился во второй раз, у него родился сын, и последние годы перед смертью он наслаждался тем, чего ему не хватало в годы бурной молодости - тихими прелестями частной жизни. Несколько лет Харрисон болел раком, но держался, несмотря на мучительные курсы лечения и постоянные слухи о близкой смерти, мужественно, и с усмешкой повторял, что умирать не собирается.

Источник:
"История жизни великих людей"


Мартин Скорсезе приоткрывает завесу тайны над личностью легендарного экс-битла Джорджа Харрисона. Неторопливое биографическое повествование, состоящее, по большей части, из интервью и редких архивных съемок, периодически нарушается драматичными фрагментами. Вдова Джорджа Оливия и Эрик Клэптон раскрывают неизвестные подробности из личной жизни Харрисона.

Джордж Харрисон - Великий Музыкальный Гуру ...После смерти Джорджа Харрисона в ноябре 2001 года, к его вдове Оливии Харрисон поступило несколько предложений от различных кинокомпаний о создании биографической ленты о жизни Харрисона. Однако, Оливия на все эти предложения ответила отказом. Сам Харрисон в своe время высказал ей желание создать документальный фильм на основе материалов из своего личного видеоархива. Создание подобного фильма заинтересовало Мартина Скорсезе. Оливия дала своe добро на участие Скорсезе в проекте, а сама решила выступить в качестве продюсера ленты.

Скорсезе много раз встречался с Харрисоном при жизни и всегда чувствовал интерес к духовным поискам битла. Он сказал в одном из интервью: "Я вырос в католической семье и в юности хотел стать священником. Эта тема никак не оставляет меня. Чем больше мы погружены в материальный мир, тем сильнее в нас стремление найти умиротворение и нужда в том, чтобы не отвлекаться на окружающие нас физические элементы". По словам Скорсезе, Харрисон "всегда пытался найти баланс между материальным и духовным" и его жизнь "была замечательным музыкальным и духовным путешествием".


Джордж Харрисон родился в Ливерпуле в 1943 году и до 1950 года жил с семьей на Арнольд-Гроув. "Мы жили в маленьком двухэтажном доме. Печное отопление, электричества не было. Маленький задний двор, в глубине двора – туалет. В доме было очень холодно", - вспоминает брат Джорджа Харри Харрисон.

Пол Маккартни, с которым Джордж учился в одной школе, рассказывает, что тот был задиристым и ничего не боялся. А еще у него была очень эффектная прическа - огромный кок, зачесанный назад. Именно Маккартни привлек внимание Джона Леннона к Харрисону. "Мы с Джоном немного играли на гитаре, но не умели солировать, - рассказывает Маккартни. - И я сказал, что знаю одного паренька. Правда, он маловат, но играет классно. Джон сказал: "Что ж, приводи"".

По словам самого Джорджа Харрисона, он был самым маленьким в школе, и поначалу Джон Леннон стеснялся, что рядом с ними такой малыш. "Когда я познакомился с Джоном, у него на гитаре было только четыре струны. Джон и не знал, что у гитары шесть струн. Он думал, что так и надо, - рассказывал Джордж. - Мы показали Джону гитарные аккорды ми-мажор, ля-мажор и другие. Моя мама обожала музыку, и она была просто счастлива, когда ребята собирались у нас. А Джон всегда старался удрать из своего дома, потому что его тетка Мими была очень строгая и вечно ставила его в неловкое положение".

В 1960 году группе The Beatles предложили выступать в Гамбурге. "Денег было совсем мало, хватало только на еду. Да и показать-то нам толком было нечего, - вспоминал позже Джордж Харрисон. - Но все остальное было круто. Жить в центре Гамбурга, самого развратного города мира. В 17 лет это очень возбуждало. Все это было так ново. Гангстеры, трансвеститы, проститутки и все такое".

В Гамбурге музыканты познакомились со студентами арт-колледжа Клаусом Форманом и Астрид Кирхгерр. Те услышали их выступление и были потрясены. "Выглядели они странно, как пижоны, - описывает Клаус. - Тогда у них еще не было кожаных прикидов. В кожу они оделись после того, как познакомились с Астрид и со мной – мы тогда так одевались". Музыканты снимали обшарпанный угол на задворках кинотеатра. Астрид поселила четверку музыкантов у себя дома, заботилась о них, готовила им еду.

В августе 1962 года в состав The Beatles вошел Ринго Старр. "Мы как будто чего-то ждали. Мы не могли начать всерьез до тех пор, пока Beatles не будут в полном составе, - говорил позже Джордж Харрисон. - И вот в группу пришел Ринго. Как в фильме, когда персонажа нет на экране, пока не пришло время для его появления".

По словам Ринго, в Харрисоне уживались две противоположности: "одна – полная любви к ближним, другая - резкая и нетерпимая, вечная игра черного с белым".

Постепенно ливерпульская четверка становилась все популярнее. Поначалу это привлекало, но потом стало доставлять определенные неудобства. "Чем знаменитее мы становились, тем больше сближались, - рассказывает Ринго Старр. - Потому что, стоило нам покинуть безопасность своей квартиры, на нас набрасывалась толпа. Все от нас чего-то хотели: говорить с нами, снимать нас - всего на свете. Так что мы предпочитали быть в компании друг друга. Когда мы впервые приехали в Нью-Йорк, в нашем распоряжении был целый этаж в отеле "Плаза". А мы вчетвером заперлись в ванной комнате, просто сидели там, болтали ни о чем, чтобы передохнуть от этого дикого напряжения".

Когда менеджер группы Брайан Эпстайн договорился с Parlophone Records о записи первого альбома, он позвонил ребятам и объявил: "Запись в студии через неделю. Вы должны будете записать альбом". "Мы каждый день сочиняли по песне, в итоге через неделю у нас было семь или восемь песен для записи, - рассказывает Пол Маккартни. - Мы приехали в студию в 10 утра. Джордж и Ринго впервые услышали некоторые из песен только там. Но они такие прекрасные музыканты, что мы с Джоном просто показывали: "Это звучит так, в таком духе". Джордж сходу ловил аккорды. Он их не записывал, а просто запоминал. А Ринго тут же сходу подхватывал ритм и отстукивал".

По словам музыкального продюсера Джорджа Мартина, тогда представлявшего Parlophone, в группе доминировали Пол и Джон, а Джордж еще не проявил себя как автор и был одиночкой. Свою первую песню "Don't Bother Me" Харрисон написал в 1963 году, по его собственным словам, "как упражнение, проверку себя в деле: я думал, что если уж Джон и Пол могут сочинять, то каждый сможет это делать".

В 1965 году во время гастролей по США Джордж познакомился с индийской музыкой и творчеством Рави Шанкара. Харрисон пришел в восхищение от ситара и погрузился в изучение индийской музыки. "Я знаю массу людей, могу познакомиться с кем угодно. Мы были в доме у Элвиса и многих других звезд, встречались с огромным количеством очень хороших людей. Но ни один из них не впечатлил меня по-настоящему, - замечал потом Джордж Харрисон. - Первым таким человеком в моей жизни стал Рави Шанкар, хотя он единственный, кто не пытался меня поразить. Он научил меня очень многому, не говоря ни слова, своим примером".

Приехав в Индию, Джордж, который вырос в католической семье, по его словам, впервые услышал нечто противоположное: "Здесь утверждали, что нельзя верить в то, что ты никогда не испытывал напрямую. И я подумал: "Ого, надо же! Фантастика! Наконец-то я нашел здравомыслящих людей". И мне захотелось познавать это все глубже и глубже".

Джордж Харрисон в расцвете музыкальной карьеры По мнению Джоан Тейлор, супруги пресс-секретаря The Beatles Дерека Тейлора, "эксперименты Джорджа в расширении сознания с помощью кислоты привели его к пониманию, что он не нуждается в наркотиках. Он знал, что существует критическая точка, перейдя которую уже невозможно двигаться вперед, и что неправильно пытаться достичь цели с помощью химикатов. Он всегда искал истину, а еще искал душевного покоя, потому что вокруг творилось безумие".

Сам Джордж Харрисон позже вспоминал об одном эпизоде в Сан-Франциско в 1967 году. Музыканты The Beatles пришли в район, где собираются хиппи. "По дороге я думал, что увижу потрясное место, где полно прикольных людей цыганского вида, которые делают и продают в симпатичных магазинчиках всякие хипповые сувенирчики, картины и разные поделки, - рассказывал Харрисон. - Но вместо этого я увидел толпы бездельников под кайфом. Многие из них были совсем еще детьми, опустившиеся подростки, убитые кислотой, съехавшиеся со всех концов Америки в эту мекку ЛСД. Мы шли по улице, и я чувствовал, что меня встречают как мессию. Мне стало страшно, я был под зельем и видел лица этих прыщавых юнцов, словно в кривом зеркале. Все они находились под влиянием битломании, но в каком-то извращенном виде. Мы ускорили шаг, прошли через парк туда и обратно и наконец просто решили: "Поехали отсюда". Мы вернулись в аэропорт, сели в самолет, и, как только он взлетел, загорелась панель с надписью "Опасно" прямо перед моими глазами. И в этот момент я осознал, что, на самом деле, означает культ наркотиков. Я понял, что заблуждался, думая, что все эти люди испытывают духовное пробуждение или творческое вдохновение. Это была обыкновенная наркомания. И тогда я решил прекратить принимать эту дурь, то есть ЛСД. Именно тогда я обратился к медитации".

В середине 60-х участники The Beatles прекратили выступать с концертами. Они работали в студии, экспериментировали с музыкальными стилями. Пол Маккартни предложил исполнять композиции от лица вымышленной группы сержанта Пеппера. "Это давало нам больше свободы, - пояснял позже Маккартни. - Смысл был в том, что теперь мы могли делать все, что захотим, поскольку это освободит нас от привычного образа". Так родился альбом "Sgt Pepper’s Lonely Hearts Club Band".

В процессе работы над альбомом Харрисон принес продюсеру Джорджу Мартину песню. "Она показалась мне скучноватой, - вспоминает Мартин. - Я сказал: "Джордж, если честно, для этого альбома ты мог бы сделать что-то получше, потому что альбом получается просто сногсшибательный. В нем так много классных моментов. Может, ты пока отложишь эту песню и придумаешь что-то другое?" И он создал "Within You Without You". Эта вещь никоим образом не была коммерческой, она, безусловно, очень интересна. Джордж разбирался в индийской нотописи и системе музыкального общения. Это своего рода ритмический язык. Мы как будто складывали вместе с Джорджем пазл".

В 1967 году умер Брайан Эпстайн. Участники группы The Beatles в это время находились в Индии в лагере медитации Махариши. "Странно, что это случилось именно в тот момент, - размышлял позже Джордж Харрисон. - Мы только начали заниматься медитацией. Кому-то может показаться, что это несущественно. Но, на самом деле, вы сильно меняете жизнь, когда начинаете путешествие в глубину своей души. И то, что Брайан умер именно в тот день, было знаменательно".

"Больше всего на свете он стремился к чистой духовности, - рассказывает о Харрисоне его первая жена Патти Бойд. - Но ему мешало то, что называется реальной жизнью. Однако он был полон любви, это было заложено в его природе. Он был милым, добрым, нежным. Но порой его охватывала ярость, так как он был не удовлетворен тем, что имеет. Словно где-то вдалеке промелькнуло то, что тебе необходимо, но ты не можешь приблизиться к этому, потому что тебя не отпускает нечто земное. Он это отлично сознавал". Больше всего из "земного", по мнению Патти, Джорджа сдерживали "остальные битлы, то, что они создали к этому моменту и продолжали создавать, гигантская империя Apple".

По воспоминаниям Йоко Оно, Джордж Харрисон был человеком неоднозначным: иногда очень милым, а иногда чересчур прямолинейным: "Он выпаливал что-то сразу, не думая, не всегда подбирая слова. Иногда не знаешь, как реагировать. "О боже, он это всерьез?" Мог даже сказать что-то обидное. Но Джон говорил: "Это Джордж. Не обращай внимания". И я привыкла. Он ведь был добрым".

В конце 60-х пути членов группы постепенно стали расходиться. "Я ушел из группы в 1967 году во время записи "Белого альбома", потому что я был в подавленном состоянии, - рассказывает Ринго Старр. - Я искренне ощущал, что играю не слишком хорошо. Я почему-то почувствовал, что играю неважно, а остальные трое отлично ладят. Я подумал, что с этим надо как-то разобраться. Я пришел к Джону (они с Йоко тогда жили в моей квартире) и говорю: "Слушай, старик, знаешь, мне кажется, я стал плохо играть. А вы трое отлично ладите". А он мне: "А мне казалось, это вы трое ладите". Тогда я пошел к Полу, постучался в дверь и сказал ему то же самое: "Вы трое прекрасно ладите" - "А я думал, это вы трое". Тогда я подумал: "Все, к черту. Беру перерыв. Надо развеяться", - и уехал на Сардинию. Когда я вернулся, они мне: "Возвращайся! Мы тебя любим!" и все в таком духе. Джордж даже украсил студию цветами. И знаете, мне было очень приятно".

Харрисон был недоволен тем, что в "Белый альбом" входит мало его песен. "Что-то не складывалось. Мы пытались записать песню, но ничего не получалось. Они не воспринимали ее всерьез. А может, и вовсе не хотели записывать. И как-то вечером я пришел домой и подумал: "Обидно ведь. Я-то знаю, что песня хорошая", - рассказывал он позже. - На следующий день мы с Эриком <Клэптоном> ехали в Лондон, и я спросил: "Чем ты сейчас занимаешься? Может, придешь в студию и подыграешь мне в этой песне?" А он говорит: "Нет, я не могу. Никто еще не участвовал в записях песен Beatles. Ребятам это не понравится". Но я ответил: "Слушай, это моя песня, и я хочу, чтобы играл ты"".

В результате Эрик Клэптон по приглашению Харрисона сыграл на соло-гитаре в песне "While My Guitar Gently Weeps". "Я не виделся с ними несколько лет, и они изменились, - рассказывает Эрик Клэптон. - Эта песня – явное тому подтверждение, она возникла в результате духовных поисков Джорджа и отражала его увлечения мистицизмом. Видеть, как Джон, Джордж и Пол поют вместе, как они раскладывают песню на голоса, как Пол играет, это была просто фантастика!"

Как заработать на продаже уникального контента


Во время репетиций песни "Let It Be" разлад между музыкантами The Beatles стал особенно очевиден. "У нас тогда было очень трудное, напряженное время, - рассказывал Джордж Харрисон. - К тому же присутствие камер создавало дополнительный стресс, поэтому все это случилось. Я просто встал и решил: "Все, с меня хватит, я ухожу". Я взял свою гитару и ушел домой. И сочинил "Wah-wah"". Позже Харрисон вернулся в ряды коллектива.

Первой песней Джорджа Харрисона, выпущенной как сингл, стала "Something". "Джон сразу сказал: "Эта песня должна стать синглом", - рассказывает Йоко Оно. - Впервые песня Джорджа стала синглом. Обычно это были песни Пола, а на стороне "Б" - песни Джона. Но тут он сказал: "Это станет синглом". Джон всегда думал о Джордже, у них были очень хорошие отношения". Песня "Something" вошла и в альбом "Abbey Road".

Конфликты в группе продолжались. "Очевидно, мы дошли до какого-то предела, - анализирует Пол Маккартни. - Мы сделали все, что хотели сделать, и теперь стали раздражать друг друга. Так бывает в браке: любовь вроде бы еще не ушла, но вместе вам невыносимо. Ну а потом мы решали проблемы, понимали, что любим друг друга, и все налаживалось. А через какое-то время мы снова начинали ссориться". Местом примирения, по словам Ринго Старра, был его дом: "Мы орали друг на друга, потом до чего-то договаривались и возвращались к работе".

"Here Comes the Sun" - еще одна песня Харрисона, вошедшая в альбом "Abbey Road". Эта композиция родилась на глазах у Эрика Клэптона, который описывает это так: "Как-то весной, кажется, в апреле было прекрасное утро, и мы бродили по саду с гитарами в руках. Мы дошли до ограды, присели, оглянулись вокруг. Светило солнце, было чудесное утро. И он начал петь. Он запел "Here Comes the Sun", первые строчки о восходе солнца. Так что я – свидетель рождения этой песни".

В 1970 году группа The Beatles распалась. "Не вызывает сомнений, что, когда мы были молоды, группа Beatles была чем-то вроде транспортного средства, позволяющего нам достигнуть цели, - замечал позже Джордж Харрисон. - Но затем наступил момент, когда нам стало тесно в этих рамках. Было слишком много ограничений. И я ничуть не огорчился, узнав, что кто-то хочет уйти из группы, потому что я и сам хотел того же. И я знал, что у меня будет больше перспектив после разрыва с группой".

Еще в декабре 1969 года Харрисон и Леннон встретились с основателем Международного общества сознания Кришны Бхактиведантой Свами. "Мне позвонили и сказали: "Приходи в храм. Приехал Свами – он очень хотел бы тебя видеть", - вспоминал позже Джордж Харрисон. - А я как раз переживал очередной личный кошмар и подумал: "Как я могу пойти в храм в таком состоянии?" Но все же пошел. И с тех пор каждый раз, выходя оттуда, мысленно говорю: "Спасибо тебе, Господи"".

Мукунда Госвами, один из духовных лидеров общества сознания Кришны, убежден: все, что делал Джордж Харрисон, в том числе его песни, даже когда в них не было прямых цитат из духовных текстов, было духовным. "Он всегда стремился к духовности, привносил в свою жизнь духовное измерение, - говорит Мукунда Госвами. - В 1966 году я уехал в Сан-Франциско и там узнал, что последователи учения Кришны выпустили пластинку и что Beatles заказали 300 копий этой пластинки. Это был виниловый альбом на 33 оборота. Этому никто не придал особого значения. Но позже я узнал, что Джордж приобрел эту пластинку для себя и что они с Джоном, совершая плавание где-то в Средиземном море, так долго воспевали мантру "Харе Кришна", что, по его словам, у него заболели челюсти. Я думаю, что пение мантр во многом помогло Джорджу преодолеть душевные переживания и чувство гнева". Как-то Харрисон сказал Мукунде Госвами: "Когда ты начинаешь воспевание, не хочется останавливаться".

Харрисон выступил продюсером сингла "Hare Krishna Mantra", записанного ансамблем Radha Krishna Temple, в который входил он сам и кришнаиты лондонского храма Радхи-Кришны. "Джордж взялся за этот проект, запись кришнаитов, поющих мантру "Харе Кришна", потому что хотел сам испытать то, во что верил, используя средства, с которыми был знаком, - говорит Мукунда Госвами. - Никто из нас не думал, что эта пластинка будет популярной. Однако она стала очень популярной, ее крутили в перерыве во время фестиваля на острове Уайт, когда налаживали аппаратуру Боба Дилана, а также в перерыве на футбольном матче в Манчестере, когда играла команда "Манчестер Юнайтед". И все болельщики, которые пришли посмотреть футбол, вдруг начали подпевать, потому что там было всего три слова. Это совсем не трудно. И вот пять тысяч футбольных фанатов поют "Харе Кришна"".

Про Джорджа Харрисона говорили, что он изменился больше остальных битлов. Сам он комментировал это философски: "По-моему, в этом и состоит смысл жизни. Пока ты не познал Бога, ты должен меняться, иначе ты попусту тратишь время. Каждый человек ограничен и бесполезен, если говорить о личных недостатках. И главная задача в том, чтобы меняться, стремясь стать все лучше и лучше. В этом и есть смысл физического мира – в переменах".

Харрисон работал в студии над сольным альбомом. Продюсером он пригласил Фила Спектора. "Он не успокаивался до тех пор, пока не добивался совершенства, - рассказывает Фил. - При записи "My Sweet Lord" ушло 12 часов на одни только наложения гитарных соло. Он проработал девять тональностей, записал ее в трех вариантах, начиная с шестиголосного изложения, пока мы не остановились на двухголосном изложении".

На запись альбома ушло полгода. По словам Фила Спектора, из всех песен он предпочитал "My Sweet Lord", потому что знал, что это хит, хотя все спорили с ним, указывая на религиозный подтекст композиции. Сам Харрисон признавался, что долго думал, выпускать ли ему песню "My Sweet Lord": "Написав ее, я понял, что меня это к чему-то обязывает, что многие люди меня теперь возненавидят, потому что люди боятся неизвестности – это своего рода инстинкт самосохранения. По сути, я, в общем-то, подставлял свою голову под кирпич. Но, с другой стороны, я думал: ведь такого еще никто не говорил, так пусть хоть кто-то попробует это сделать, возьмет на себя ответственность. Кто-то же должен выступить представителем этой идеи, нельзя все время топтаться на месте". В 1971 году Харрисон организовал два благотворительных концерта в помощь жителям Бангладеш, пострадавшим от разрушительного циклона. "Это было первое в мире собрание звезд такого масштаба для благотворительного выступления, и это было волшебно, - вспоминает Фил Спектор. - Там творился хаос, мы не понимали, что нам делать. Везде были разбросаны микрофоны. У нас было всего три часа на настройку звука, затем пришли зрители. Мы даже не знали, хорошо ли нас слышит публика. Потом на микширование записи ушло шесть месяцев, хотя оба концерта длились всего четыре часа. И нам пришлось сводить все это. Но в результате альбом взял "Грэмми".

В 1973 году вышел второй сольный альбом Харрисона, "Living in the Material World". Год спустя вышел третий альбом "Dark Horse", и Джордж Харрисон отправился в концертный тур по США. Но гастроли оказались не слишком успешными. Незадолго до этого он сорвал голос, к тому же публика была недовольна продолжительными выступлениями на концертах приглашенного Харрисоном Рави Шанкара. Впрочем, Джорджа это не останавливало.

В 1978 году Джордж Харрисон женился на мексиканке Оливии (первая жена Патти ушла к его другу Эрику Клэптону). По словам Оливии, Джордж был очень разным: "Он любил Луну. Когда был сильный ветер и полнолуние, он всегда ставил песню Бинга Кросби "Суетные лани". И ночь становилась еще прекраснее. А затем он мог протянуть мне гардению. Он словно расписывал эту жизнь красками, не упуская ни одной детали. Он мог быть и хорошим, и плохим, и любящим, и сердитым, каким угодно. Все, что он говорил, было мне по-настоящему близко. Он был невероятно обаятельным человеком. Еще он весь был в работе, и мне это нравилось. Я люблю музыку, мне нравилось то, что он делает. Мы были с ним как партнеры с самого начала".

Джордж Харрисон в новом тысячелетии В 1980-е годы Джордж Харрисон принял участие в кинопродюсерстве посредством созданной им кинокомпании HandMade Films. Харрисон, почитатель британской комик-группы "Монти Пайтон", профинансировал создание фильма "Житие Брайана", выложив за это три миллиона фунтов стерлингов. Харрисон познакомился со всеми участниками "Монти Пайтон", особенно сблизившись с Эриком Айдлом. "У него была способность видеть главное, фокусировать ваше внимание на всеобъемлющей сути мироздания, - отмечает Эрик. - И внезапно вы начинали ощущать себя маленьким человечком с жалкими проблемами, который вечно парится из-за ерунды".

"Думаю, он наслаждался скандалом вокруг фильма, - говорит участник "Монти Пайтон" Терри Гиллиам. - Он делал вид, что нет. Но если ты сумел вызвать гнев и протестантов, и католиков, и иудеев сразу, это о чем-то говорит".

Кинокомпания произвела и другие фильмы, в том числе "Бандиты времени" Терри Гиллиама.

8 декабря 1980 года был убит Джон Леннон. По словам Оливии Харрисон, Джордж был "очень расстроен тем, что у Джона не было возможности покинуть свое тело правильным образом, поскольку Джордж придавал большое значение тому, что он называл искусством умирать". Фактически именно ради этого он и занимался практиками, считает она.

Джордж Харрисон всерьез увлекался садоводством. Еще в 1970 году он купил викторианское поместье "Фрайар-парк". "Он занимался садом даже по ночам, возился там до полуночи, - рассказывает сын Джорджа Харрисона Дхани. - Он ходил по саду и присматривался, потому что ночью при лунном свете растения отбрасывали тени, и становились видны сорняки и всякие мелкие недостатки, которые он пропустил днем. И тогда он мог представить себе, как это будет выглядеть, когда он все доделает".

Еще Харрисон увлекался спортивными машинами и автогонками. Его песня "Faster" посвящена гонщикам "Формулы-1" Джеки Стюарту и Ронни Петерсону. "Мне кажется, Джордж знал тот самый момент, когда ощущение доходит до предела и ты не только осязаешь руль, педали газа и тормоза, но чувствуешь их как часть своего организма, - говорит Джеки Стюарт. - Мы с Джорджем говорили о таких вещах, ему это было интересно. И когда ты слушаешь игру такого потрясающего гитариста, слышишь, как он заставляет свою гитару разговаривать, это также крайнее обострение чувств, которое находится за пределами понимания обычного человека".

С середины девяностых годов Харрисон боролся с тяжелой болезнью. Ему диагностировали рак. А в 1999 году он едва не стал жертвой вооруженного сумасшедшего, который проник к ним в дом. "Я проснулась от звона разбитого стекла, вскочила, разбудила Джорджа, - рассказывает Оливия Харрисон. - Было около половины пятого утра. Он побежал вниз по лестнице. У нас снаружи была статуя архангела Михаила. Этот тип отломал у статуи архангела одно крыло и разбил им окно. Маньяк ворвался в дом, как Вельзевул. Джордж на него дико заорал, а этот парень говорил что-то вроде: "Спускайся вниз, спускайся вниз". - "Что ты хочешь?" А он отвечает: "Ты знаешь, чего я хочу". Это было ужасно. Потом он рванул вверх по лестнице, подбежал к нашей комнате и набросился на Джорджа". Нападавший нанес Харрисону несколько ножевых ранений. Спасла мужа Оливия, которая обезвредила преступника и сдала его полиции. Но и сама она получила повреждения. "Когда все это кончилось, нас отвезли в больницу, - вспоминает она. - Меня всю трясло, я не понимала, что это шок. Пока нас везли, мы смотрели друг на друга. Потом нас сложили на койки, укутали пледами. У него был коллапс легкого, раны по всему телу, несколько ран на ноге, а у меня была пробита голова. Я говорю: "Что это было?" Он отвечает: "Не знаю. Но я еще никогда не пытался кого-то убить". Я ответила: "Я тоже".

"Его очень-очень серьезно ранили, но, когда он умирал, у него на теле не осталось ни одного шрама, - говорит сын Харрисона Дхани. - Он был как йог, он избавился от этого физически и ментально и не позволил этому ужасу нанести ему вреда. Но это, конечно, отняло у него годы жизни. Когда ты борешься с раком, а тут еще пережить такое, это чересчур".

Последние недели жизни Джордж провел в Швейцарии. Ринго Старр вспоминает, как приехал его навестить, перед тем как лететь к дочери, у которой обнаружили опухоль мозга. Джордж к тому моменту уже не вставал с постели, но, когда Ринго рассказал ему про дочь, тот, по его словам, ответил: ""Хочешь, я поеду с тобой?"

29 ноября 2001 года Джорджа Харрисона не стало. "Произошло нечто очень важное, когда он покинул свое тело, - говорит Оливия Харрисон. - Это было абсолютно реально. Скажем так, вам бы не пришлось зажигать свет в комнате, если бы вы захотели его снять. Он просто освещал комнату".

Источник:
"Первый канал"

Опубликовано:
24 ноября 2014 г.

ДЖОРДЖ ХАРРИСОН
Журнал "Ровесник", № 2. Февраль, 1999 г.

МЛАДШЕМУ - СОРОК...
Газета "Тихоокеанский комсомолец", 12.02.1983 г.

"БИТЛЗ", ДЖОРДЖ ХАРРИСОН И ХАРЕ КРИШНА

БИТЛЗ. ДЖОРДЖ ХАРРИСОН

ДИСКОГРАФИЯ ДЖОРДЖА ХАРРИСОНА

Джордж Харрисон: Астрологический микроскоп Алексея Ваэнра

Вернуться в РАЗДЕЛ THE BEATLES

Вернуться в РАЗДЕЛ "ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ"

Вернуться в РОК-МУЗЫКУ

Вернуться в КАРТУ САЙТА