Бетховен. Пятый фортепианный концерт
Музыкальная Энциклопедия

Бетховен. Пятый фортепианный концерт

Бетховен. Пятый фортепианный концерт

Слава пришла к молодому Бетховену прежде всего как к концертирующему виртуозу, а более всего - как к импровизатору. Его ученик Фердинанд Рис говорил, что бетховенские импровизации «являлись самым замечательным из всего, что приходилось слышать».

Композиторы той эпохи чаще всего были одновременно и исполнителями. Они могли демонстрировать свой дар сочинителя, виртуоза и импровизатора в академиях – так назывались тогда публичные концерты оркестровой музыки, в которых игрались новые и ещё не изданные произведения. Для академий обычно снимались большие театральные залы. Такие концерты были редкими, длились не менее четырёх часов, включали одну или две симфонии, вокальные и камерные сочинения и, обязательно, излюбленный венцами жанр - фортепианный концерт.

Людвиг ван Бетховен Приближение глухоты сковывало Бетховена. Этим объясняется малое количество бетховенских публичных выступлений. Достоверно известно, что Бетховен-пианист выступал в Вене в трех своих больших академиях, и подобно своим предшественникам, в каждой академии исполнял свой новый фортепианный концерт и импровизировал на предложенные публикой темы. Последнее выступление Бетховена приходится на 1808 год. В 1814 году он участвовал в одном концерте лишь как аккомпаниатор. Венская традиция предписывала не издавать концерт до академии, солисты и оркестр играли по рукописям. Солисту нужно было непременно, в знак уважения к слушателям, играть не по памяти, а по рукописным нотам, доказывая тем самым, что произведение сочинено заранее. Каденции же импровизировались, демонстрируя непосредственность творческого изобретения. После премьеры сочинение издавалось, но не в виде партитуры, а в виде оркестровых голосов и сольной партии, за исключением каденции.

Все свои пять фортепианных концертов Бетховен написал с 1794 по 1809 год. Пятый фортепианный концерт ми-бемоль мажор, самый монументальный и известный как «Император», был назван при издании «Большим концертом» и посвящён покровителю и ученику композитора эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому. Первое исполнение состоялось 28 ноября в 1811 году в Лейпциге. В 1812 году концерт был исполнен и в Вене учеником Бетховена Карлом Черни. Созданная в годы наполеоновских войн, музыка концерта отразила героико-патриотическую направленность бетховенского искусства центрального десятилетия творчества. Об этом говорит героический облик I части - чеканность и энергия ее маршевых ритмов, призывных интонаций. Эпическая широта драматургии концерта, характерные бетховенские контрасты - мощь и нежность, сила и покой - позволяют сравнить его с Третьей симфонией. В отличие от симфонии в концерте акцентировано не драматически-конфликтное, а триумфальное начало, дух радостной действенности: это не сама битва, а победный её результат.


Источник: Концертное общество Санкт-Петербурга
Опубликовано: 10.12.2013 г.




ПАГАНИНИ - СКРИПАЧ ДЬЯВОЛА

ВЕЧНАЯ КЛАССИКА

ЖАНРЫ И СТИЛИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ОРКЕСТРА

МУЗЫКА ДЖАЗ

МУЗЫКА БЛЮЗ


Музыкальная Астрология для Классической Музыки

Вернуться в КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА