ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ЗВЕЗДОЙ
Раймонд Паулс о Лайме Вайкуле

Панорама-89. Молодежь. Искусство. Время. 1989 г. Легко ли быть звездой

Альманах "Панорама-89. Молодежь. Искусство. Время", 1989 г.
Сборник статей. Москва, издательство "Молодая Гвардия", 1989 г.

Раймонд Паулс о Лайме Вайкуле

стр. 117-124


ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ЗВЕЗДОЙ

Все, что произошло за последние пятнадцать лет, воспринимается и ею самой как странная случайность. Но случайность настолько желанная и настолько долгие годы осознаваемая как нереальная, что только неукротимое стремление все-таки осуществить задуманное и помогло Лайме Вайкуле пройти «сквозь тернии в звезды».

Появление этой певицы на всесоюзной сцене любители эстрады в первое время наверняка не заметили. Да и вряд ли кто сегодня с ходу, с первого удачного номера обратит внимание на эстрадного исполнителя. Сколько их у нас было, этих звезд-однодневок!



ТАКОЙ МЫ ЕЕ УВИДЕЛИ

Столь стремительного восхождения к звездному небосклону поп-музыки не знал, пожалуй, ни один советский исполнитель шлягеров. Появившись в конце 1986 года на всесоюзной эстраде, меньше чем за полгода Лайма Вайкуле завоевала такую же популярность у слушателей и зрителей, какую другим лидерам советской эстрады приходилось обретать годами. Практически сразу же - каскад успешных дебютов: в одной из самых популярных передач советского телевидения «Новогоднее представление» - с двумя новыми песнями - «Еще не вечер» и в дуэте с певцом Валерием Леонтьевым «Вернисаж». На XXII Международном конкурсе эстрадной песни «Братиславская лира-87» в Чехословакии, где собрались представители шестнадцати стран, в том числе Италии, Швеции, Финляндии, ФРГ, она сумела обыграть таких сильных конкуренток, как победительница конкурса Евровидения Николь из ФРГ и обладательница «Гран-при» конкурса «Золотой Орфей» в Болгарии Петя Буюклиева. Вайкуле был присужден главный приз конкурса - «Золотая лира». Правда, за песню «Вернисаж», с которой Вайкуле выступила в Братиславе, «Золотые лиры» получили и мы, ее авторы - поэт Илья Резник, ну и я как композитор. Потом у Лаймы была серия успешных гастролей в ГДР, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Югославии, Финляндии, Венгрии, ФРГ, Италии, ее пригласили в США для видеосъемок и звукозаписи. ...И вслед за этим, естественно, родились недоуменные, восторженные вопросы: «Кто такая?.. Откуда?.. Почему не видели ее раньше?..»

Р. Паулс - Лайма Вайкуле. Легко ли быть звездой Вопросы обращались иногда в прессу, иногда на радио... Состоялось несколько интервью, было опубликовано несколько очерков. На часть вопросов зрители получили ответы, несколько удовлетворив свое любопытство. Но главный - «Почему не видели ее раньше?» - все же остался без ответа. Потому что те, кто должен был бы на него ответить, предпочитают ждать, когда «самородки» пробьются к популярности сами и завоюют аудиторию. И если не свернут себе шею, если удержатся, несмотря на все материально-технические трудности, на созданной ими же волне, возможно, они и получат какую-то поддержку. А если нет?..

Однако стремительным взлет Лаймы мог показаться лишь слушателям - людям посторонним. А те, кто поближе к Вайкуле - супруг Андрей Латковский, художественный руководитель ее коллектива, некоторые из музыкантов и артистов ее эстрадного балета, друзья,- знают и видели всю ту «черновую» работу, что проделала певица за пятнадцать лет своего эстрадного стажа, прежде чем выйти к всесоюзной слушательской аудитории и завоевать ее сердца.


ВЕРИТЬ ЛИ В ФАТУМ?

«Дарила Марыня (в латышском эпосе Богиня жизни,- Примеч. ред.) девочке жизнь. Только забыла дать ей счастья...» - поется в одной из моих песен на стихи латышского поэта Леона Бриедиса. Эта песня широко известна у нас в Латвии в исполнении Айи Кукуле. Никогда бы не подумал, что аналогия эта может связаться с судьбой другой латышской певицы, которая тоже будет исполнять мои песни. Один из современных психологов заметил, что счастливые люди не задаются вопросом, счастливы они или нет. Просто живут... и знают, чего хотят...

...Мать хотела, чтобы дети жили счастливее, чем довелось ей. И, когда родился третий ребенок, решила назвать девочку Лаймой. По-латышски это значит «счастье». Может быть, имя и станет для девочки знаком счастья?..

Став звездой, Лайма Вайкуле говорит о том, что нашла свое счастье в любимой работе. «Количество счастья трудно измерить,- как-то размышляла она вслух.- Или оно есть, или его нет. И о нем, как правило, начинаешь задумываться в самые трудные минуты. Для меня они - конечный этап достижения цели. Ты жила, работала и была счастлива, потому что не было даже возможности задать себе вопрос: счастлива ли?.. Мое счастье только в пути. Но, достигнув чего-то намеченного, счастливой себя не ощущаю... Скорее усталой... Однако проходит миг, другой, загораюсь новой идеей, и снова счастлива!..» Что делать - таков закон творчества! Если ты настоящий художник - будешь жить, подчиняясь именно этому закону, и будешь-таки счастлив.

Девочке нравилось петь и танцевать, когда в дом приходили гости; нравилось, когда хвалили ее выступления на утренниках в детском саду. Она завороженно замирала у маленького домашнего телевизора, когда видела на экране необыкновенно красивых певцов и певиц... Тут же надевала мамины туфли, ставила пластинку, бежала к зеркалу, кружилась под музыку и сочиняла свой образ...

Мир эстрады казался ей прекрасным и недоступным, скорее сказкой, чем реальностью. Тем более что и музыкальные наклонности девочки в семье никто не считал уникальными. Да и сама она, с удовольствием внимая музыке, в глубине души была уверена, что в будущем станет хирургом.

Л. Вайкуле Однажды, когда ей было 12 лет, «за компанию» с подругой Лайма попала на республиканский конкурс юных вокалистов, что проходил в Риге, во Дворце культуры ВЭФ. Девочка стала его дипломанткой. Потом была серия концертов с большим оркестром. А потом также случайно ее, 16-лет-нюю девушку, где-то подслушали ребята из одного латышского ансамбля и пригласили на роль солистки в гастрольное турне. Но потом Лайма вдруг почувствовала, что устала от этих поездок и от невысокого уровня эстрады, который ей предложили. Надо было что-то предпринимать... Для начала она просто вернулась в Ригу, успешно училась на медицинскую сестру. Так прошло около двух лет, пока не последовало предложение работать в Рижском эстрадно-концертном объединении. Лайма согласилась - пусть на ресторанных подмостках, но зато дома, в Риге. А во-вторых, именно здесь ей представилась возможность работать самостоятельно, а значит, творить, искать что-то новое...

Помню, как осенью 1986 года мне позвонили из Москвы, с Центрального телевидения, и сообщили, что приглашают на съемки очередной передачи «Песня года» Родриго Фоминса с группой «Ремикс». Я поинтересовался, кто еще будет участвовать в этой программе. И среди прочих имен мне назвали Лайму Вайкуле. Признаться, поначалу меня это несколько удивило. Дело в том, что с этой латышской исполнительницей эстрадных песен мы были знакомы уже довольно давно. Еще школьницей, в начале 70-х, она приходила на конкурсное прослушивание в Рижский эстрадный оркестр, которым я тогда руководил. И я очень хорошо помню, что не взял ее тогда в коллектив: мала была, да и голоса совсем другие в то время были в моде. В течение нескольких последующих лет ничего о Лайме не слышал, пока не побывал однажды со своими гостями на программе варьете «Юрас перле».

В известном юрмальском варьете «Юрас перле» Вайкуле представилась возможность создать свой инструментальный ансамбль и группу эстрадного балета. Именно танцевальная группа при острой проблеме репертуара, неизменно преследующей артистов эстрады, и помогла Лайме сделать главный акцент на образной постановке известных советских и зарубежных шлягеров, неожиданной сценографии каждой песенной миниатюры. А поскольку в Советском Союзе не существует такой профессии, как менеджер, исполнительнице пришлось самой немало потрудиться. Надо было решать целый комплекс проблем,связанных с нормальным обеспечением творческой деятельности коллектива, самой заниматься составлением программ, самой же убеждать всех, с кем работает, и, конечно же, руководство в правильности собственной точки зрения на творчество и делать всех своими единомышленниками. Это требовало не только огромной веры в себя и собственные силы, но и огромного организаторского и дипломатического таланта.

Легко ли быть звездой Все годы творчества Вайкуле была не только певицей и балериной, но и режиссером-постановщиком, и балетмейстером своих номеров, и художником-модельером костюмов для своего коллектива. И Лайма сумела успешно совместить в себе все эти сложнейшие профессии благодаря исключительной работоспособности, неудержимому желанию быть «на уровне». Но опять-таки весь этот «комплекс внутренних достоинств» актрисы из области счастливых случайностей. И вряд ли может быть для молодого перспективного эстрадного исполнителя каким-то рецептом на пути к восхождению. Вовсе не обязательно выступать самому во всех лицах и тратить драгоценные годы на освоение этих смежных специальностей. Куда лучше совершенствоваться, скажем, в пении и пластике, а остальное предоставить исполнять людям более профессиональным. Другое дело - где их найти, этих профессионалов?

Еще раз повторю: у Лаймы другого выхода не было, и она долгие годы целенаправленно и неотступно совершала свое восхождение к «звездному небосклону», создавая себе ни на кого не похожий, но легко узнаваемый образ. Он-то, этот образ, и помог ей в считанные месяцы составить серьезную конкуренцию признанным звездам, обладающим богатейшей палитрой голосовых оттенков, известной долей артистизма, но не имеющих при себе профессиональных помощников в области режиссуры, сценического движения...

Публика истосковалась по красоте, образности, гармонии на эстраде. Лайма Вай-куле как раз и стала для массового зрителя и слушателя воплощением этой гармонии. И пусть у нее небогат диапазон голоса. Пусть несколько скуповат ее сценический темперамент, хотя, может быть, именно благодаря тому, что она что-то недоговаривает, недоразжигает какого-то «огня страстей», во всем - от своего сценического облика (всякий раз непохожего), костюмов, хореографии своей и балета до актерского розыгрыша каждой песни - до конца выдерживает она столь дефицитное на нашей эстраде чувство меры.

Панорама-89. Молодежь. Искусство. Время Пять лет работы в «Юрас перле» на Рижском взморье сделали Лайму популярной артисткой варьете. Все чаще стали поступать приглашения от «Интуриста». В последние годы Вайкуле работала в варьете гостиницы «Латвия». И все чаще она обращалась ко мне за песнями. Проблемы репертуара для варьете, в общем-то, однозначны - это не концерт, куда приходят слушать новые песенные сочинения. Здесь обычно звучат уже популярные вещи, и поют их чаще всего в манере первого исполнителя. Крайне редки случаи, когда исполнитель встает на путь эксперимента. Поэтому и я, отдавая какие-то свои уже звучавшие песни Лайме, не очень-то рассчитывал, что она сможет интерпретировать их как-то по-новому. И вдруг узнаю, что из известной в исполнении Валерия Леонтьева песни «Вераока» Лайма создала оригинальный номер «Верококо». Это сообщение, конечно, порадовало меня, однако ничего нового писать специально для Вайкуле в то время я по-прежнему не собирался.

Позже я узнал, что Лайма со своей программой варьете стала пользоваться необыкновенным успехом в бизнес-клубе «Меркурий» Центра международной торговли в Москве... Возникла прямо-таки парадоксальная ситуация: иностранные гости страны познакомились с будущей звездой раньше, чем советские зрители и слушатели...


И ВНОВЬ - СЛУЧАЙНОСТЬ

Однажды мы случайно встретились с Лаймой на съемках новогодней концертной программы в преддверии 1985 года. Это было в Центре международной торговли. Встреча оказалась для меня очень приятной. Тогда Вайкуле дебютировала на телеэкране с красочной танцевально-песенной миниатюрой «Мухоморы», которую до сих пор, как счастливый талисман, хранит в своем репертуаре. В той программе звучало сразу несколько моих песен в исполнении Пугачевой, Леонтьева и Айи Кукуле, с которой снимался в одном номере. Мы перекинулись с Лаймой несколькими фразами, я поздравил ее с выходом на телеаудиторию. На том и расстались.

Как потом рассказывала Лайма, дебют на всесоюзном телеэкране стал для нее переломным моментом в жизни. Пришло новое приглашение на съемки. Но... Рижское эстрадно-концертное объединение Лайму с коллективом в Москву не отпустило - «контора» решила показать свою власть над артистами. Тогда Вайкуле расстается с РЭКом и вместе с коллективом устраивается на работу за пределами Латвии: в родной республике не смогли изыскать свободные ставки для артистки и ее коллектива. А чтобы расти профессионально, приобрести необходимые теоретические знания, певица поступает учиться на отделение эстрадной режиссуры в Государственный институт театрального искусства в Москве.

С той встречи на съемках прошло больше года. Однажды, накануне отъезда группы «Ремикс» на съемки «Песни-86», ко мне зашел поэт Илья Резник (он в это время отдыхал в Риге) и завел разговор о Лайме Вайкуле. Сказал, что певице надо привезти на съемки новую песню и что, может, дать ей исполнить «Ночной костер»? Это была новая песня, которую я тогда только написал на стихи Резника. «Пусть это будет «пробным шаром»,- предложил Илья,- Справится, тогда можно будет поработать с ней еще. Ведь Лайма настоящую картинку делает на сцене из песен...»

Номер «Ночной костер» оказался более чем удачным. И уже поздней осенью, когда в репертуаре Лаймы были и «Вернисаж», и «Еще не вечер», я решился сделать главный акцент именно на ее выступлениях в своих творческих вечерах, которые должны были пройти в Москве, в Центральном концертном зале в феврале 1987 года. Там Лайма стала настоящей королевой бала...

Советская пресса о Вайкуле Как часто недооцениваем мы роль случая в нашей жизни, стараемся выявить какие-то закономерности. Между тем ии для кого не секрет, что как раз на советской эстраде практически все подчинено воле случая. Тот же пример Лаймы Вайкуле показал, насколько счастливым оказалось стечение обстоятельств. Это во-первых. А во-вторых, насколько в жизни эстрадного исполнителя важна роль менеджера.

Для Лаймы великолепным менеджером стал Илья Резник. Он провел ее практически по всем этапам: от помощи в создании репертуара - Резник написал слова к более чем двадцати песням, которые исполняет Лайма,- до организации концертов, звукозаписей и гастролей. Немало помог коллективу и Анатолий Кондратьев, взявший на себя в последнее время роль импресарио.. Профессия певца нуждается в такой административной помощи со стороны заинтересованного человека, в данном случае, менеджера. Ведь в большинстве случаев исполнители - это те же дети, которые практически ничего не смыслят в делах организационных. Впрочем, они и не должны смыслить...

У нас на эстраде большинство проблем связано с материальной стороной дела. Сама организация дела не позволяет приобретать необходимую аппаратуру, вовремя шить сценические костюмы. И это при том, что в принципе средства всегда где-то есть. Но где? Никто, разумеется, искать не хочет. А менеджер нашел бы, и все «закрутилось»: пластинки, съемки, записи на телевидении, наиболее перспективные и удобные (об этом тоже надо думать!) схемы гастролей и концертов...

Мы только говорим о том, что перспективным исполнителям надо помогать. Но кто поможет? А вот Резник взял да и помог!..


САМАЯ ЛЮБИМАЯ ПЕСНЯ -
О СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЕ


«Каждая песня дорога мне по-своему, каждая со своим неповторимым лицом, характером и настроением. Одни лирические, грустно-сентиментальные, другие - бесшабашные, сатирические, озорные. А некоторые, как, например, «Деловая женщина», и символические. Пожалуй, она - одна из самых любимых. Она о нас, современных девушках и женщинах, о том, какими мы можем стать, чрезмерно поддавшись эмансипации. Моя героиня в этом номере суховатая, заглушающая в себе всякие эмоции, сосредоточившая все силы на руководящей работе. Но ведь она все-таки женщина и потому элегантна, и потому не в силах скрыть дремлющей в сердце женственности и жажды любви» - такими видит Лайма свои песенные образы, так рассказывает о них журналистам.

Наверное, в Лайме Вайкуле и героине ее любимой песни есть немало общего. Во всяком случае, исполнительница умеет так же фанатично работать, создавать себя «по образу и духу своему», правда (и в этом она явно выигрывает у героини песни), не в ущерб и собственно женским качествам и достоинствам.

Теперь Лайму часто спрашивают, не жалеет ли, что не вышла на всесоюзную эстрадную сцену в более раннем возрасте. Она уверенно отвечает: «Нет, не жалею. Ведь та школа, которую прошла, помогла найти свое амплуа, опробовать разные стили и направления и выйти к широкому зрителю с определившейся точкой зрения на свое творчество».

Удачно исполненные, сценографически решенные первые песни окончательно убедили меня, что пришел час выхода Вайкуле на всесоюзную эстраду. Надо сказать, что Илья Резник был далеко не первым, кто советовал мне обратить внимание на Лайму. Но я все время считал, что не стоит торопить ее выхода на суд очень требовательного в разнообразии своих точек зрения всесоюзного зрителя. Исполнительнице надо было дождаться своего часа, но не в бездействии, а серьезно и настойчиво совершенствуясь в своих эстрадных находках. Она будет по 14 часов работать на репетициях, искать более подходящие па, более точные движения, более характерные костюмы. Будет (несмотря на уже большой стаж профессиональной работы) брать уроки у педагогов вокала, балетмейстеров и даже спортивных специалистов...

Лайма сумела вернуть советской эстраде несколько лет назад утерянное направление театра легкого жанра, подняв его на качественно новый уровень. Как истинный театр, он требует от своих артистов высочайшего профессионализма, образности и зрелищности, многогранности дарования и обязательного чувства времени. Все эти качества счастливо соединила в себе Вайкуле.

Но было бы странным, если бы латышская певица не пела песен на родном языке. Так появился десяток новых песен, которые я написал на стихи латышских поэтов. Когда же мы записали их в студии звукозаписи, родилась мысль сделать вместе с певицей и ее коллективом новогоднюю передачу «Ночной костер» для Латвийского телевидения. Позже эту программу увидел и всесоюзный телезритель.

Лайма Вайкуле - советская певица. Панорама-89 Практически одновременно, когда были готовы эти мелодии на стихи латышских поэтов, Лайма попросила Илью Резника написать на эти же музыкальные фонограммы цикл оригинальных песен на русском языке. Так у певицы появился шанс подготовить свою большую сольную программу, для премьеры которой охотно предоставил свою сцену Центральный концертный зал в Москве. Уговорила Лайма и меня принять в этих концертах участие вместе с детским вокальным ансамблем «Кукушечка»...

Звезды рождаются у нас, увы, не часто. Звезды радуют нас своим волшебным сиянием, пленяют и вдохновляют. И я знаю, что далеко не случайны и влечение молодых людей к звездам, и желание им подражать, и тайные мечты стать такими же. Легко ли быть звездой? Пример Лаймы красноречиво показывает нам, сколь трудна эта планида. Нелегок был ее путь в звезды. Но она успешно взошла на сияющий небосклон и сумела обозначить на нем свое место. Еще труднее на нем удержаться. Однако Лайме и это удается, и опять же потому, что не приходит успокоенность, а всегда есть желание сделать свои выступления еще лучше, еще оригинальнее...

Жизнь идет вперед, рождая новые темы и в нашем песенном творчестве. Неминуемо придет пора расширять контакты: Лайме с авторами песен, мне - с исполнителями. И как бы ни сложились наши творческие взаимоотношения, хочу сказать: «Счастья тебе, Лайма!»


Раймонд Паулс,
композитор, народный артист СССР
Рига


Опубликовано:
18 марта 2017 г.




ПОДПИСИ К ФОТОГРАФИЯМ:

Звезды рождаются на нашей эстраде, увы, не часто. Они радуют нас своим сиянием, пленяют и вдохновляют. «Мадам Элегантность» - так называют Лайму музыкальные критики.

Ее взлет к вершине эстрадного Олимпа был стремительным. Вскоре после появления на всесоюзной сцене Лайма Вайкуле стала обладательницей «Золотой лиры» - высшей награды XXII Международного фестиваля эстрадной песни «Братиславская лира-87».

Раймонд Паулс:«Лайма Вайкуле с ее коллективом и детский вокальный ансамбль «Кукушечка» подготовили передачу «Ночной костер» на стихи латышских поэтов с моей музыкой».

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

Внимание! Лайма Вайкуле!

Рок-энциклопедия. Листая старые страницы

КАРТА САЙТА

СОВЕТСКАЯ ЭСТРАДА

РУССКАЯ И СОВЕТСКАЯ ЭСТРАДА

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ПОРТАЛА

Голые девственницы. Альманах Музыка Высшего Интима